Леги (племя)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кавказская Албания (Леги)

Леги или Леки (др.-греч. Λήγες) — одно из 26 племён восточно-кавказского государства Кавказская Албания. Считается народом-предком современных лезгин или лакцев[⇨], а также ядром, давшим им обоим этнонимы[1][2][3]. Гелов и легов принято связывать с предками современных дагестанских народов (аварцев, даргинцев, лакцев и лезгин). Некоторые арабские, все античные, грузинские и армянские источники распространяют этноним лег (лек) на всё население Дагестана, но большинство арабских средневековых авторов сопоставляет легов с предками современных лезгин[3].

Леги располагаются по Андийскому койсу (Сулаку)[источник не указан 1190 дней] в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век

Этноним

История

Локализация

Леги вместе с гелами локализуются на территории Дагестана и северных районов Азербайджана, которые примыкают с востока к Большому Кавказу[3]. Античный историк Страбон, ссылаясь на спутника Помпея Феофана Митиленского, пишет, что «между амазонками и албанами живут гелы и леги — скифы», а Плутарх, говоря об «амазонках», отмечает, что «между ними и албанами обитают гелы и леги»[4].

По мнению одной из ведущих специалистов по истории Кавказской Албании К. В. Тревер:

Упоминаемые рядом с гелами леги обитали, по-видимому, в горных районах бассейна р. Самура, севернее удинов и албанов. То обстоятельство, что легов и гелов Страбон называет скифами, даёт основание полагать, что этнически эти горские племена отличались от удинов и албанов[4].

Лекия 1090 г.

Государственность

Племя леков входило в Кавказскую Албанию. К лекам возводят также раннефеодальное государственное образование VI—XIII веков Лакз, находившееся на территории современного Южного Дагестана и северо-восточной оконечности Азербайджана[5][6]. Современники, в том числе арабский историк IX века Аль-Балазури называли Лакз страной лакзан, а их язык называли лакзанским. К. Тревер пишет, что ещё в IV веке н. э. леги, таваспары, страна лпинов и Баласакан не слились с коренной Албанией в монолитное целое, а продолжали оставаться периферийными областями, пользовавшимися какими-то видами внутренней автономии[7].

Другие сведения

Племя леков участвовало в Джиравском сражении 371 года. Так, К. Тревер, ссылаясь на армянского автора Моисея Хоренского, отмечает, что на стороне персов сражались не только албаны, но и леки, отряд которых под предводительством их царя, «храброго Шаргира» был опрокинут и обращен в бегство[8].

Народы-потомки

В журнале «Вестник Европы» от 1826 года и в «Dictionary of Greek and Roman Geography (1854) William Smith, LLD, Ed» со ссылкой на сочинение «Voyage dans les Steps d’Astrakhan» леги отождествляются с лезгинами[9][10]. До второй половины XIX народы Горного Дагестана нередко ошибочно[11] называли лезгинами[12]. Немецкий востоковед Ю. Клапрот предполагал, что леги — это лезгины[13].

Барон Пётр Услар отождествляет древних леков с современными лезгинами: «Лезгины, лиги, леки сообщили имя своё горному хребту, отделяющему бассейн Куры от бассейна Риона. Колхида даже называема была иногда поэтами Лигистикой, то есть страной лигов. Весьма вероятно, что лиги, о которых говорит Геродот, были лезгинские выходцы»[14]. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшемуся в конце XIX — начале XX веков, лаки (то есть лакцы) — это «классические леги (Λήγες), в конце VIII ст. покорены были арабским полководцем Абумуслимом, утвердившим среди них ислам и отдавшим страну их в управление одному из потомков пророка, Шах-Баалу, получившему титул шамхала и вали (то есть наместника) Дагестана»[15]. Однако, по мнению дагестанского историка Р. М. Магомедова, античные леги и лакцы — это не одно и тоже[16]. Известный советский этнограф Л. И. Лавров писал по этому поводу:

Трудно сказать, однако, являются ли «леги», упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли (как потом — «лезгинами») вообще всех дагестанских горцев. Больше оснований считать лакцами «гумиков» — народ, упоминаемый арабскими авторами IX—X веков Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумики жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы[17].

Лекия 1380 г.

При этом Л. И. Лавров отмечал: «Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на восточном Кавказе народе „лезги“. Арабские авторы IX—X веков знали в южном Дагестане „царство лекзов“»[18]. Историк С. В. Юшков писал, что, «видимо, страна легов входила в состав Албании. Леги, если их считать предками лезгин, должны жить по Самуру, то есть южнее Дербента, и в настоящее время ни одна из лезгинских народностей не живёт севернее широты этого древнего города»[14]. В то же время, как отмечают Х. Х. Рамазанов и А. Р. Шихсаидов, «нельзя отнести гелов или легов к какому-нибудь одному народу. Скорее всего под этими этнонимами следует понимать дагестанские народы вообще, в том числе и представителей лезгинской группы языков»[19].

Арабский путешественник из Гранады Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в начале XII в. в Дагестане, упоминает среди местных языков лакзанский язык[20]. В. Ф. Минорский считал, что термин «лакз» «состоит из „лак“ („лаг“ — „человек“ на местных языках) плюс иранский суффикс „з“, показывающий происхождение. В русском языке слово „лезг-ин“ (с метатезой) употреблялось без различия применительно ко всем жителям Дагестана, но в местном употреблении и у арабских географов этот термин применяется только к племенам Южного Дагестана»[21]. Генерал русской армии Максуд Алиханов-Аварский писал, что от термина «„лак“ и происходит грузинское леки, классическое леги, арабское лакзы, персидское лазги, турецкое лезги и русское лезгины»"[22].

Армянский историк А. А. Акопян, ссылаясь на данные греко-римских, армянских и грузинских источников, также считает легов (леков) предками современных лезгин[23][неавторитетный источник?].

По мнению советского и российского этнографа Б. А. Калоева, изначально «леками» именовались только лезгины, а позже с таким именем стали называться и другие горские народы Дагестана[24].

Профессор Магомед Гаджиев пишет:

«Что же касается этнонима леги (леки), то существует несколько мнений об их идентификации и локализации: леки— это народы Дагестана в целом; это потомки современных лаков или лезгин; грузинская форма «лек» (леки) и «лег» Страбона «восходят к общедагестанскому „лаки“, а название „лег“ ещё в древнейшую эпоху „утвердилось за дагестанскими лаками, как устоявшийся этноним“; термин лезги не был в прошлом самоназванием одного из дагестанских народов, а уже издревле, в течение многих столетий, употреблялся в качестве общего названия для дагестанских горских народов; этнонимом леки в грузинской хронике Л. Мровели „обозначает большую часть племён средневекового Дагестана“, а вообще „леки грузинское название народов Дагестана в целом[25]. Действительно, леки (леги) это этноним, несущий самую широкую нагрузку из перечисленных выше. Но наличие рядом других этнонимов дидуры, таваспары и др. свидетельствует о том, что этноним леки можно распространить на значительную (возможно, большую) территорию Дагестана, но не на всю»[3].

Топонимы

На территории как исторически компактного проживания лезгиноязычных народов, так и в других местах сохранились ряд топонимов связанные с этнонимом леки или леги. Например: села Лек, Лекит, Легер, Лгар, Лекун, река Лекилерчай [26] в Огузском районе Азербайджана, хребты Лека, Лекырга (на юге Рутульского района) и т. д.[27]

Примечания

  1. Северный Кавказ : Историко-археологические очерки и заметки: Сборник статей. — РАН. Институт археологии., 2001. — 222 с. — ISBN 978-5-8125-0122-8. Архивная копия от 14 декабря 2021 на Wayback Machine
  2. Сара Ашурбейли. Государство Ширваншахов, VI-XVI вв. — Элм, 1983. — 350 с. Архивная копия от 14 декабря 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Гаджиев М. Г, Давудов О. М, Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. / Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала : ДНЦ РАН, 1996. — С. 125. — 450 с.
  4. 4,0 4,1 К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э.-VII в. н.э. — Изд-во Академии наук СССР, 1959. — С. 47.
  5. А. Р. Шихсаидов, Т. М Айтберов, Г. М.-Р. Оразаев, З. Ш. Закарияев. Ахтыпара: страницы истории // Дагестанские святыни. Книга первая. Архивная копия от 14 декабря 2021 на Wayback Machine
  6. А. Р. Шихсаидов, Т. М. Айтберов, Г. М.-Р. Оразаев. Дагестанские исторические сочинения. — Наука, 1993. — С. 208. — ISBN 5-02-017586-2. Архивная копия от 14 декабря 2021 на Wayback Machine
  7. Тревер, К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н.э.- VII в. н.э.. — АН СССР, Москва-Ленинград, 1959-01-01. — 419 с. Архивная копия от 6 декабря 2021 на Wayback Machine
  8. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н. э.- VII в. н. э. — Академия Наук СССР, 1959
  9. О нынешнем состоянии земель Кавказских. DrevLit.Ru - библиотека древних рукописей. drevlit.ru. Дата обращения: 13 декабря 2021. Архивировано 11 ноября 2021 года.
  10. Dictionary of Greek and Roman Geography (1854). William Smith, LLD, Ed/ LEGAE
  11. Лезгины // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  12. Под ред. Е. М. Жукова. Лезгины // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1973—1982.. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
  13. Юлиус Клапрот. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Нальчик. Эль-Фа. 2008. drevlit.ru. Дата обращения: 13 декабря 2021. Архивировано 11 ноября 2021 года.
  14. 14,0 14,1 Ихилов, 1967, с. 44—48.
  15. Лаки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  16. Р. М. Магомедов. Дагестан. Исторические этюды. — 1971. — 295 с.
  17. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 487.
  18. Л.И. Лавров. Лезгины // Народы Дагестана: сборник статей / ред. М. О. Косвен, Х.-М. О. Хашаев. — Изд-во Академии наук СССР, 1955. — С. 103.
  19. Рамазанов, Шихсаидов, 1964, с. 20.
  20. АБУ ХАМИД АЛ-ГАРНАТИ. ВЫБОРКА ВОСПОМИНАНИИ О ЧУДЕСАХ СТРАН. Восточная литература. Дата обращения: 13 июня 2019. Архивировано 3 июля 2012 года.
  21. А. Л. Монгайт. АБУ ХАМИД АЛ-ГАРНАТИ->ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ. Восточная литература. Дата обращения: 13 июня 2019. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  22. Гаджиев, В. Г., 1979, с. 418.
  23. А. А. Акопян. К хронологии завершения этноконсолидации удинов и лезгин (период ослабления Арабского халифата)/А. К. Аликберов. Кавказская Албания и лезгинские народы: актуальные проблемы, новые дискурсы. — М.: ИВ РАН, 2015
  24. Б. А. Калоев. Записки кавказоведов Архивная копия от 13 июня 2020 на Wayback Machine — Издательство «Зонд», 2002. — С. 229. ISBN 5-87862-040-5, 9785878620406.
  25. Страбон. XI. 4. — С. 5.
  26. Azərbaycan toponimləri. Ensiklopedik lüğət, «Azərbaycan Ensiklopediyası», 2000, 588 s.
  27. Ихилов, 1967, с. 50.

Литература