Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Григорьевич Левицкий
И. Е. Яковлев. Портрет Д. Г. Левицкого. 1812 Русский музей, Санкт-ПетербургИ. Е. Яковлев. Портрет Д. Г. Левицкого. 1812
Русский музей, Санкт-Петербург
Дата рождения 1735(1735)
Место рождения Киев
Дата смерти 4 (16) апреля 1822(1822-04-16)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Российская империя
Жанр портрет
Учёба
Стиль классицизм
Звания академик ИАХ (1770)

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (между 13 [24] мая и 17 [28] мая 1735, Киев4 [16] апреля 1822, Санкт-Петербург) — русский живописец, крупнейший мастер парадного и камерного портрета, академик, руководитель портретного класса в Императорской Академии художеств.

Автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и двор цесаревича Павла.

Биография

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

Среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II встречается имя живописца: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.» (1778 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.)[1].

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Масон, в конце 1797 года посвящён в первые три масонские степени по поручительству Н. И. Новикова А. Ф. Лабзиным. Затем входил в петербургскую ложу «Умирающий сфинкс» А. Ф. Лабзина. По настоянию последнего в 1807 году вновь стал членом совета Академии художеств[2].

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Похоронен на Смоленском православном кладбище[3]; могила была утеряна ещё в XIX веке[4].

Жена — Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—10.05.1832[5]), умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском православном кладбище[6]. У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее.

Адреса в Санкт-Петербурге

Съездовская линия ВО, 23

Галерея

Другие работы

Примечания

  1. [history.wikireading.ru/131121 Придворные художники]
  2. Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М., 2001
  3. ЦГИА СПб, ф.457, оп.1, д.16, л.156а об, запись от 7 апр. 1822 г.. Дата обращения: 18 марта 2021. Архивировано 7 мая 2021 года.
  4. Г. В. Пирожков и соавторы: Смоленское православное кладбище, 2011.
  5. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.250. с. 191. Метрические книги церкви Св. Екатерины на Васильевском острове.
  6. ЦГИА СПб, ф.457, оп.1, д.23, л.207, запись от 11 мая 1832 г.. Дата обращения: 18 марта 2021. Архивировано 7 мая 2021 года.

Литература

  • Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902;
  • Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964;
  • Кузнецов С. О. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 495—513 ISBN 978-5-9916-3527-1
  • Д. Г. Левицкий. 1735—1822: Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. Л., 1987
  • Г. В. Пирожков, А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко: Смоленское православное кладбище // В книге: Александр Валерьевич Кобак, Юрий Минаевич Пирютко, «Исторические кладбища Санкт-Петербурга». — изд. 2-е, дораб. и испр.. — М.: Центрполиграф, 2011. — ISBN 978-5-227-02688-0.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 112. — 454 с.

Ссылки