Ларионов, Михаил Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Ларионов
Имя при рождении Михаил Фёдорович Ларионов

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая [3 июня] 1881, Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз) — русский художник, живописец[1], график[1], сценограф[1], теоретик искусства[1], один из основоположников русского авангарда. Муж Натальи Гончаровой[2].

Биография

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета «Золотой петушок», мастерские Большого театра, 1913.

Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.

В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова, Исаака Левитана и Коровина Константина[3][1]. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве[4].

С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.

В 1902—1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).[1]

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.

В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»). Один из основателей художественной группы «Венок—Стефанос» (1907), на выставках которой периодически участвовал до осени 1910 года, и активный участник группы «Золотое руно» (1908—1910).

В 1909—1911 годах принимал участие в интернациональных «Салонах» Издебского.

К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм[1], один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915—1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.

В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей обоих художников[5].

Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.   В Тирасполе есть улица, названная в честь художника.

Выставки

Автопортрет художника, 1910.

Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:

В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее[5].

В сентябре 2018 года в Новой Третьяковке открылась ретроспективная выставка Михаила Ларионова.

Иллюстрации и книжная графика

Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912). Кроме того оформил следующие книги:

  • Парнах, В. Я. Набережная / [2 рисунка М. Ларионова]. — [Париж, 1919].
  • Blok, A. A. Les douze / traduit du russe par Serge Romoff; avec sept illustration d’apres les dessins de Michel Larionow. — Paris: La Cible, 1920.
  • Voyage en Turquie / 32 gouaches 1907—1909, reproduites au pochoir au format et sur papier des originaux. — Paris: L’étoile boitante, [около 1928].
  • Беляева, Н. Нищета. — Париж: Птицелов, 1945. (Иллюстрирована от руки.)
  • Défense et illustration de l’art abstrait par Michel Seuphor. — Paris, 1949. (Иллюстрирована от руки.)
  • Larionov, M. Diaghilev et les Ballets russes / Dessins et textes de Michel Larionov. — Paris: la Bibliothèque des arts, [1970].

Театральные работы

«Русские балеты» Дягилева
В других театрах

Кинематограф

1913 «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, уже после распада группы «Ослиный хвост».

Сочинения

  • Лучизм, М., 1913.

Память

Библиография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Грачёва, 2010, с. 721.
  2. ЛАРИОНОВ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 3 апреля 2019 года.
  3. Выставка Михаила Ларионова. Дата обращения: 14 января 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  4. Наталья Гончарова является двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина Натальи Гончаровой
  5. 5,0 5,1 Ларионов Михаил Федорович. Дата обращения: 8 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Два новых почтовых выпуска презентовала «Марка Приднестровья». tv.pgtrk.ru (6 декабря 2016). Дата обращения: 6 декабря 2016.
  7. Новым улицам на ЗИЛе присвоили наименования. Москва 24. Дата обращения: 24 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.

Литература

Ссылки