Ларжильер, Никола де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николя де Ларжильер
фр. Nicolas de Largillière
Автопортрет. 1707 Холст, масло. 92,7 × 73 см Национальная галерея искусства, ВашингтонАвтопортрет. 1707
Холст, масло. 92,7 × 73 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Дата рождения 10 октября 1656(1656-10-10)
Место рождения Париж
Дата смерти 20 марта 1746(1746-03-20) (89 лет)
Место смерти Париж
Подданство Франция Королевство Франция
Жанр портрет
Учёба Антони Губо

Никола́ де Ларжилье́р[1], Николя́ де Ларжилье́р[2] (фр. Nicolas de Largillière; 10 октября 1656, Париж20 марта 1746, там же) — французский живописец, один из наиболее значимых портретистов рубежа XVII–XVIII веков.

Биография

Отец Николя де Ларжильера, торговец, взял трёхлетнего сына в Антверпен; позднее Николя около двух лет прожил в Лондоне. Отец желал, чтобы мальчик пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию и по возвращении в Антверпен с 1668 года начал учёбу в мастерской Антони Губо. В 1672 году принят в антверпенскую гильдию св. Луки. В восемнадцатилетнем возрасте вновь отправился в Англию, свёл знакомство с Питером Лели, под руководством которого в 1675—1679 годах производил (вместе с Антонио Веррио) реставрацию картин в Виндзорском замке и создавал собственные произведения исторического содержания, а также писал натюрморты и портреты; испытал влияние Рубенса и ван Дейка.

Мастерство живописца привлекло внимания Карла II, который хотел оставить его у себя на службе; но раскрытие Райхаузского заговора в 1683 году поставило под угрозу безопасность его как католика, и Ларжильер вынужден был покинуть страну. С 1682 года Ларжильер работал в Париже, где посвятил себя в первую очередь портретной живописи. В Париже его высоко оценивали Лебрён и Адам ван дер Мейлен. Блестящее владение цветом и живость мазка привлекали в его студию многих тогдашних знаменитостей: актрис, общественных деятелей, известных проповедников. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ, епископ Авраншский, кардинал де Ноай, семейство Дюкло и президент Ламбер с семьёй.

Яков II, воцарившийся в Англии в 1685 году, вызвал художника к себе и предложил пост хранителя королевских коллекций, но художник предложения не принял, всё ещё находясь под впечатлением событий двухлетней давности. За время пребывания в Лондоне он написал портрет Карла II и начал портрет королевы.

Вернувшись в начале 1686 года в Париж, стал почётным членом Французской академии. В качестве вступительного произведения он представил портрет Лебрёна — одну из вершин своего творчества. Портретируемый представлен за работой, в окружении классических бюстов и статуэток.

В 1690 году Ларжильер внесён в списки членов Академии как исторический живописец. Высшим достижением его в этой области являются многофигурные композиции, созданные для парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон в 1694 году. Ещё одно историко-библейское полотно, появившееся позже, в 1720 году («Въезд Христа в Иерусалим»), свидетельствует, помимо всего прочего, о незаурядном даровании пейзажиста. В портретных произведениях Ларжильера, как и у других его коллег того времени, пейзаж также играл важную роль и использовался как задний план для фигур. Пейзажные фоны и переливчатый пастельный колорит у Ларжильера предвосхищают искусство рококо.

Мужчина в лиловом одеянии

Портреты — лучшая часть наследия художника. В них он с течением времени добивался всё большей свободы и естественности в живописи, в изображении поз, нарядов. От фламандской школы в искусстве Ларжильера присутствуют такие черты, как тёплые тона, широкие густые мазки, волнистые линии, придающие картинам динамизм. Одним из самых реалистичных полотен художника и одним из шедевров французской портретной живописи является «Мужчина в лиловом одеянии» (1700). Стилистически эта работа близка появившемуся через два года портрету скульптора Шарля Буше. Некоторые черты техники масляной живописи роднят эти произведения с творчеством Веласкеса.

Три разных жанра, в которых преуспел художник, воплотились в 1710 году в картине «Людовик XIV с семьёй», персонажами которой стали сам Людовик, воспитательница его правнука и заказчица картины, герцогиня Вантадур, её воспитанник, малолетний герцог Бретонский (умерший три года спустя), сын короля, дофин Людовик и, наконец, старший сын этого последнего, герцог Бургундский. Помимо основного, портретного жанра произведения, на полотне позади принца присутствует пейзаж, а рядом с гувернанткой — натюрморт. Годом позже создан автопортрет мастера — единственный, где он изображает себя на открытом воздухе, в обществе жены и дочери, а не за работой у мольберта в полумраке студии, как в других случаях (в том числе в последнем, созданном в 1725 году автопортрете; в нём противопоставление света и темноты напоминает о караваджевском «кьяроскуро»).

Этюд кистей рук

В 1714 году появилась одна из самых необычных работ художника — «Этюд различных типов кистей рук», из которого видно, насколько широко автор владел приёмами живописи маслом: густыми слоями он пишет сами руки, тонкими изображает ткань (Ларжильер славился мастерством в передаче текстуры).

1718 год — год создания знаменитого портрета Вольтера.

Ближе к концу жизни Ларжильер всё больше пишет мужские портреты лиц, принадлежащих к парижской буржуазии, чьи имена, как правило, не установлены (в этой сфере его основным соперником был Иасент Риго, который, однако, предпочитал писать аристократов). Интимные портреты кисти Ларжильера отмечены тонкостью индивидуальных характеристик. Он вообще предпочитал частные заказы официальным: это было связано с меньшей ответственностью и более быстрой оплатой. Художник также создавал групповые портреты, призванные увековечить какое-либо торжественное событие («Заседание парижской ратуши в 1687», эскиз к утраченной картине). Успех сопутствовал и карьерному росту. В 1722 году художник стал директором, а в 1743 году, за три года до смерти, — канцлером Академии. После смерти Ларжильера стали известны широкой публике некоторые его пейзажи и натюрморты; лучшая из этих работ — «Лесной пейзаж».

Ученики

Самым выдающимся учеником мастера был Жан Батист Удри. Другие ученики — французский портретист Жак Франсуа Дельен[en], венгерский художник Адам Маниок и шведский живописец Густаф Лундберг.

Примечания

  1. Сомов, 1896, с. 351; БРЭ, 2010, с. 718; Кудрикова, 2010, с. 221–228 и др..
  2. Власов, 1996, с. 479.

См. также

Литература

Каталог творчества
  • Pascal G. Largillière : [фр.] / par Georges Pascal,…. — Paris : Les Beaux-Arts, Édition d’études et de documents, 1928. — 156 p. : ill. en noir et blanc. — (L'art français : collection / dirigée par Georges Wildenstein). — Указ. в: Freitag, 1997, p. 214, no. 6461. — OCLC 920744391.
Каталоги выставок
  • Rosenfeld M. N. Largillierre and the Eighteenth-Century Portrait : [англ.] : September 19 to November 15, 1981, the Montreal Museum of Fine Arts / Myra Nan Rosenfeld ; foreword by Pierre Rosenberg ; with contributions by Inna S. Nemilova, Hal N. Opperman, and Antoine Schnapper. — Montréal, Québec : Montreal Museum of Fine Arts, 1982. — 418 p. : ill. (some col.). — Указ. в: Freitag, 1997, p. 214, no. 6462. — ISBN 2-89192-005-8. — LCCN 84-230175. — OCLC 929870400.
  • Saint Fare Garnot N., Brême D. Nicolas de Largillierre, 1656-1746 : [фр.] : exposition, du 14 octobre 2003 au 30 janvier 2004 / Musée Jacquemart-André, Institut de France; notices par Nicolas Saint Fare Garnot et Dominique Brême. — Paris : Phileas Fogg : Culture espaces, 2003. — 191 p. : ill. — ISBN 2-914498-12-8. — LCCN 2003-506011. — OCLC 1036784565.
Другие работы
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 214. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 6461, 6462. — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Ссылки