Ландини, Франческо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франческо Ландини
Основная информация
Профессии композитор, органист, поэт

Франческо Ланди́ни или Ланди́но (итал. Francesco Landini , ок. 1325 , Флоренция, по другим данным — Фьезоле — 2 сентября 1397, Флоренция) — итальянский композитор, поэт, певец и органист. Франческо Ландини — крупнейший композитор итальянского Ars nova.

Биография

Вследствие ошибочного свидетельства Вазари долгое время считался сыном художника Якопо дель Казентино (ученика Джотто). Потерял зрение в 6 лет, переболев оспой. Впоследствии получил прозвище Чьеко (Слепец). Кроме того, современники называли его Francesco degli Organi, так как он виртуозно играл на органе, а также чинил и настраивал органы.

Биографию Ландини передаёт автор двухтомной хроники «Liber de origine civitatis Florentiae et eiusdem famosis civibus» Филиппо Виллани. Согласно этому свидетельству Ландини рано начал заниматься музыкой (сначала петь, а затем играть на струнных инструментах и органе) — «чтобы каким-нибудь утешением облегчить ужас вечной ночи». Музыкальное развитие его шло с чудесной быстротой и изумляло окружающих: он превосходно изучил конструкцию многих инструментов («как если бы видел их очами»), вносил усовершенствования и изобретал новые образцы. С годами Франческо Ландини превзошёл всех своих современников — музыкантов, живших в Италии. Ландини получил разностороннее гуманитарное образование. Он знал грамматику, философию, поэзию, астрологию, учился музыке у флорентийских мастеров.

Несмотря на то, что Ландини ещё даже не был композитором (писать он начал примерно с середины 1360-х), он был коронован в качестве королевского поэта острова Кипр (коронация состоялась в Венеции, в присутствии Петрарки, вероятно, около 1365 года). Жизнь и творчество его прежде всего связаны с Флоренцией, где он служил как священник и работал в должности органиста церкви Сан-Лоренцо, и на его творчестве, воплощающем весь гуманизм, широту и эклектичность того времени, отразились традиции религиозного и светского музицирования.

В 1380-е годы слава Ландини как композитора уже затмила успехи всех его итальянских современников. В рукописном собрании (Codex Faenza), составленном в начале XV века, находится 23 сочинения Якопо Болонского, 19 — Джованни Флорентийского (it:Giovanni da Firenze), 9 — Магистра Пьеро (it:Maestro Piero), по 5 — Герарделло Флорентийского (it:Gherardello da Firenze) и Донато Флорентийского (it:Donato da Cascia), 2 — Бартолино Падуанского (it:Bartolino da Padova) и 86 композиций Ландини.

Известно, что во Флоренции Ландини много общался с поэтами, писал музыку на тексты Франко Саккетти, сам сочинял стихи, принимал участие в философских дискуссиях (среди оппонентов Ландини был, например, Колуччо Салутати). В этой связи интересен фрагмент из «Райской виллы Альберти» Джованни Герарди (в России этот философский роман исследовал и переводил А. Н. Веселовский), в котором содержится как анализ, так и выписки из свидетельств очевидцев. Здесь описаны события, относящиеся, по-видимому, к 1389 году:

В обществе, собравшемся на богатой вилле «Il Paradiso» («Рай»), Ландини находился среди представителей партии пополан, ценителей Данте и итальянской народной поэзии, читал свои латинские стихи в защиту семи свободных искусств, а затем присутствующие пели и плясали под его игру на органе.

В романе упоминаются также имена Бартолино Падуанского и Никколо Перуджийского (it:Niccolò da Perugia), что придает повествованию конкретику и достоверность.

Филиппо Виллани (племянник историка Джованни Виллани) в своей книге «Liber de origine civitatis Florentiae et eiusdem famosis civibus», написанной (на латыни) вскоре после смерти Ландини (1396), характеризовал Ландини как великолепного музыканта, который пел и играл чаще всего на переносном органе (organum), а также на многих других инструментах, среди которых арфа (lyra), ребаб (ribebum, имеется в виду ребек), limbutum (лютня?), гитерн (quintaria), продольная флейта (avena), тибия (tibia). Кроме того, Виллани ссылается на изобретённый Ландини многострунный инструмент (разновидность цитры?), который он скомбинировал из лютни и кануна (лат. canon) и назвал serena serenarum[1].

Внучатым племянником Франческо Ландини является влиятельный флорентийский гуманист и философ Кристофоро Ландино.

Характеристика творчества

В некоторых источниках Ландини называют последователем и учеником Якопо Болонского. Однако, поскольку нет данных о пребывании Якопо во Флоренции, не говоря уже об обучении им композиторскому искусству Франческо Ландини, эта версия является маловероятной. Кроме того, флорентийская школа музицирования стояла в те времена особняком.

Сочинения

В настоящее время, в общей сложности, за вычетом подделок и работ анонимов, приписываемых Франческо Ландини, его музыкальное наследие составляет:

  • 9 двухголосных мадригалов
  • 2 трёхголосных мадригала
  • 1 канонический трехголосный мадригал
  • 1 трёхголосное виреле
  • 1 трёхголосная качча
  • 91 двухголосная баллата
  • 49 трёхголосных баллат (восемь из них есть также в двухголосных вариантах)
  • 1 трёхголосный мотет
  • 3 фрагмента мотетов.

Полный список сохранившихся сочинений Ландини доступен на портале medieval.org.

Рецепция

В наши дни произведения Ландини являются неотъемлемой частью фестивалей средневековой и более поздней музыки. Ансамбли старинной музыки часто включают аранжировки композитора в свои программы. Так как композиции Ландини являются сложными для исполнения, иногда при составлении аранжировок произведения значительно упрощают. Визитной карточкой Ландини в наше время считается двухголосная баллата Ecco la primavera («Вот и весна!»).

Среди известных ансамблей, исполняющих музыку Ландини, «Готические голоса», «Микролог», «Anonymous 4», «La Reverdie», «Alla Francesca», «Hortus musicus», «L’Arpeggiata» и другие.

Примечания

  1. Пересказ по изданию: Philippi Villani Liber de civitatis Florentiae <…>, ed. G.C. Galletti. Florentiae, 1847, p.34.

Литература

  • Fiori A. Francesco Landini. Palermo: L’epos, 2004
  • Веселовский А. Н. «II paradiso degli Alberti», «Scelte di curiosita litterarie», Bologna: 1867 — 69 («Вилла Альберти», новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV—XV веков, М., 1870; магистерская диссертация), изнач. итал. переиздан рус.

Ссылки