Лазарь (старообрядческий учитель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лазарь
Богородские староверы. Икона XIX века. Лазарь стоит справа.Богородские староверы. Икона XIX века.
Лазарь стоит справа.
Религия христианство
Течение старообрядчество
Место смерти Пустозерск

Лазарь (ум. 14(24).4.1682) — деятель раннего старообрядчества, священник, автор ряда религиозных трудов; один из пустозерских страдальцев.

Биография

Лазарь некоторое время был священником в городе Романове-на-Волге. Примыкал к «Кружку ревнителей благочестия»[1]. При патриархе Иосифе принимал участие в исправлении церковных книг, но был отстранён патриархом Никоном[2]. Тогда он «начал свободным языком проповедовать древлецерковное благочестие и изобличать Никоновы новшества» и был в 1653 году сослан в Тобольск, одновременно с Аввакумом Петровым[3].

Когда в Москву собрались восточные патриархи для суда над Никоном, из Сибири привезены были и первые расколоучители, чтоб судить и их. Незадолго до того Лазарь составил челобитную, которую переслал царю, а царь передал собору. На соборе, как известно, обе стороны остались при своём мнении, соглашения не последовало; Аввакум вёл себя на соборе крайне резко, Лазарь — более сдержанно; Аввакум бранил архиереев, Лазарь предлагал, чтобы в доказательство истинности его исповедания его ввергли в огонь, утверждал, что Бог сохранит его невредимым и этим покажет, кто правильно толкует спорные вопросы[3].

17 июля 1667 года, Аввакум, Лазарь, Феодор и Епифаний были приговорены к ссылке в Пустозерск; троим последним при этом были «урезаны языки». Из Пустозерска сосланные расколоучители вели довольно деятельную пропаганду, рассылая сообща составленные послания в ответ на запросы, с какими к ним письменно многие обращались. Местные власти преследовали эту переписку и, открывая её, подвергали заключённых, по словам Лазаря, разным мучениям, морили их голодом и холодом; Лазарь сообщал и о чудесах, которые над ним совершались — например, о том, будто ему являлся пророк Илия и с него спадали оковы[3].

Художник П. Е. Мясоедов, 1897 год
«Сожжение протопопа Аввакума»
(Большинство современных источников указывают, что староверы были сожжены в срубе и следовательно исторически картина неверна. Аввакум тот, что седой, вторым может быть любой из трёх оставшихся пустозерских страдальцев, в том числе и Лазарь)

В посланиях, адресованных царю, в 1668 году Лазарь по-прежнему настаивал на правоте своего исповедания и утверждал, что если ему дадут «очную ставку с новолюбными книжниками», он обличит их ересь; в послании к патриарху Иоакиму Лазарь просит и утверждает то же. Послания его написаны значительно спокойнее, чем писал Аввакум, и обличают в нём опытного и сведущего начётчика[4]; в общем же Лазарь ближе всех других из первых расколоучителей был к Аввакуму и эту близость сохранил, когда начались несогласия и раздоры между заключёнными в Пустозерске. Упомянутые послания навлекли на них новую беду: в 1670 году, после более резких посланий Аввакума, в Пустозерск прибыл стрелецкий голова Елагин, спросил их, не раскаиваются ли они — и после дерзких ответов Аввакума, он был подвергнут тяжёлому заключению, Епифанию и Феодору усекли руку и язык, а Лазарю вторично язык — последнюю беду навлекли на себя расколоучители, распуская вести о чудесном исцелении пострадавших после первого наказания в Москве[3].

Новое наказание, конечно, не уменьшило рвения мучеников; напротив, тон посланий, которые продолжали распространяться, становится всё более и более страстным, усиливаются и нападки на царя. Собственно автором их являлся Аввакум, но Лазарь во всём был с ним согласен и принимал участие в составлении посланий. В послании к царю Фёдору Алексеевичу было сказано о царе Алексее Михайловиче: «в муках он сидит, слышал я от Спаса, то ему за правду». Было повелено: «за великие на царский дом хулы сжечь их». Приговор был приведён в исполнение[1] в Пустозерске, в особо сооруженном на площади города срубе[3][5].

Сочинения Лазаря были напечатаны в IV томе «Материалов для истории раскола»[3]; среди них «Щит православия» (1675) и «Духовное дело святейшего патриарха».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Юхименко Е. М. ЛА́ЗАРЬ Архивная копия от 2 января 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Том 16. Москва, 2010. — C. 587
  2. Лазарь, расколоучитель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVII. — С. 250.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Лазарь (расколоучитель) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.: Тип. Гл. управления уделов, 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 43—44.
  4. Александр Б., «Описание некоторые соч., написанных русскими раскольниками» (1874)
  5. В «ЭСБЕ», как и в «РБСП» датой казни ошибочно называется 1681 год (в последнем указано и число — 1 (11) апреля. Эта ошибка широко растиражирована в интернете.

Литература