Ладынин, Иван Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Андреевич Ладынин
Ivan ladynin.jpg
Дата рождения 11 ноября 1972(1972-11-11) (51 год)
Место рождения Москва
Страна  СССР Россия
Научная сфера египтология
Место работы МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ
Альма-матер истфак МГУ
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание доцент
Научный руководитель В. И. Кузищин, О. В. Томашевич
Известен как историк и египтолог, специалист по политической истории и культуре Древнего Египта, идеология царской власти в Египте эпохи фараонов и эллинистического времени, истории египтологии.

Иван Андреевич Лады́нин (род. 11 ноября 1972, Москва) — российский египтолог и антиковед, специалист по политической истории и культуре Древнего Египта, идеологии царской власти в Египте эллинистического времени, истории египтологии, особенностям древнеегипетской исторической традиции и её трансляции в античную письменную культуру, взаимодействиям древнего Египта и античного мира, истории эллинистических государств кон. IV—III вв. до н. э., мировоззрениям древних обществ.

Доктор исторических наук, доцент по кафедре истории древнего мира Исторического факультета МГУ. Член Российской ассоциации антиковедов (с 2009 г.).[1].

Автор более 200 научных публикаций. Подготовил 4 кандидатов наук.

Биография

Родился в семье кинорежиссёра, сценариста, актёра А. И. Ладынина. Внук советской актрисы театра и кино Марины Ладыниной[2][3] и режиссёра Ивана Пырьева.

Окончил Исторический факультет МГУ в 1995 году, написал дипломную работу на тему «Египетская традиция в царском культе Александра Македонского» (научный руководитель — доцент О. В. Томашевич). В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Александр Македонский и Египет: Проблемы греко-египетского синтеза в эпоху генезиса эллинизма» (научный руководитель — профессор В. И. Кузищин). В 2018 году защитил докторскую диссертацию на тему «Начало македонского времени в категориях традиционного мировоззрения древних египтян конца IV — начала III вв. до н. э.».[4]

Работает на Историческом факультете МГУ с 1996 года.

Выступал с лекциями по проблематике своих научных исследований в Университете Мартина Лютера (г. Халле, Германия, 2010), в Оксфордском университете (2014).

Стипендиант Германской службы академического обмена (DAAD) для научных стажировок в Центре изучения греко-римского Египта Трирского университета, Германия (1999, 2002). и в Отделении египтологии Института культур древнего Востока Философского факультета Университета Эбергарда-Карла, г. Тюбинген (2012); стипендиант Университета Мартина Лютера (Халле-Виттенберг, Германия) для научной стажировки в Институте древней истории данного университета (г. Халле, 2010).

Многократно выступал с докладами на разных конференциях, в том числе международных, посвящённых проблемам египтологии и истории эллинизма[5]. Постоянный участник Петербургских египтологических чтений (с 2003). C 2011 года — участник круглого стола «Язык(и) культуры: чтение, понимание, перевод» научно-исследовательского центра египтологии им. Б. А. Тураева Университета Дмитрия Пожарского. С 2014 года — участник научных семинаров Центра Эллинистических исследований Университета Дмитрия Пожарского. Неоднократно выступал в качестве эксперта в научно-популярных проектах: ПостНаука[6] и лектории «Хронограф» исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова[7].

С 1999 года — координатор подсекции «История древних цивилизаций» секции «История» международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». С 2001 года — ответственный секретарь Сергеевских чтений на кафедре истории древнего мира исторического факультета МГУ, ответственный редактор сборника научных трудов Сергеевских чтений «Восток, Европа и Америка в древности» (2010, 2012).

Сегодня ведёт лекции по истории Древнего Востока, семинары по истории Древнего мира для студентов исторического факультета МГУ и философского факультета МГУ. С 2014 года также читает общие курсы по всеобщей истории и истории древности, специальные курсы по истории древнего Египта в Школе исторических наук Факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики[8].

Основные труды

Монографии

  • «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетских историографии и пропаганды. СПб.: Издательство РХГА, 2017. — 332 с. — (Труды Исторического факультета МГУ. Вып. 84. Сер. II: Исторические исследования, 40).
  • Птолемей, сын Лага, и жрецы Буто. «Стела сатрапа» (Египетский музей, Каир, 22182): Иероглифический текст, перевод и комментарий. М.; СПб.: Издательский дом РХГА, 2022. — 228 с. — (Труды Исторического факультета МГУ. Вып. 198. Сер. II: Исторические источники, 11).

Разделы в энциклопедиях

  • Статьи по древнему Египту в БРЭ
  • Late Dynastic Period (2013) // UCLA Encyclopedia of Egyptology. (eds. by Wolfram Grajetzki, Willeke Wendrich, Los Angeles.[9]

Статьи

  • Памятники Александра Великого в Египте: опыт интерпретации // Древний Восток и античный мир: Сборник научных трудов кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1998. Вып. 1. С. 32—49.
  • Египетская царская титулатура Александра Великого // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1999. № 2. С. 85—97.
  • К датировке «Стелы Сатрапа» и интерпретации её исторической части (Urk. II. 12.12-15.16) // Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Сб. ст. Казань, 2000. С. 178—200.
  • Прижизненный царский культ Александра Великого: К проблеме соотношения египетских и греческих компонентов // Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. Сб. ст. М., 2001. С. 200—225.
  • Обозначение Stt в «Стеле сатрапа» (Urk. II. 13.4): к восприятию мировой державы Аргеадов на Востоке // Вестник древней истории. 2002. № 2. С. 3—19.
  • «Нечестивый правитель» в религиозно-идеологической традиции древнего Египта II тыс. до н. э. // Культурное наследие Египта и христианский Восток (Материалы международных научных конференций). М., 2002. С. 155—176.
  • Концепция Я.Ассмана и методика изучения древних культур // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2002. № 1. С 76-97.
  • Античная традиция о Менесе: К проблеме реликтов древнеегипетского героического эпоса // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог интерпретаций. Сб. ст. М., 2003. С. 139—150.
  • Сведения Элефантинской стелы царя Амасиса о вавилонском вторжении в Египет в 568/567 гг. до н. э. // Восток (Oriens). 2004. № 3. С. 17—27.
  • Дафны в библейской и христианской традиции о финале царствования Априя (кон. 570-нач. 560-х гг. до н. э.) // Вестник древней истории. 2004. № 3. С. 3—13.
  • The Olympic Games of 324 B.C. and the Unification of Lands under Alexander’s Sway // Les Jeux Olympiques dans l’antiquité. Sous la direction de V.I. Kuzishchin. Athènes, 2004 (Mésogeios, 24). P. 161—184.
  • Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эволюции египетского эллинизма // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 3. СПб., 2004. С. 145—184.
  • Сюжет рождения Александра Великого от змея: к вопросу о времени и исторических условиях возникновения // Antiquitas aeterna: Aнтиковедческие исследования в Поволжье. Вып. 1. Казань-Нижний Новгород-Саратов, 2005. С. 28—42.
  • Сакрализация царской власти в древнем Египте в кон. IV — нач. II тыс. до н. э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций. Ч. I. М., 2005. С. 63—94.
  • Древнеегипетские концепции сакральности царской власти в I тысячелетии до н. э. // «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире / Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин — М.; СПб.: Издательство РХГА, 2017. — 733 с. — (Труды Исторического факультета МГУ. Вып. 82. Сер. II: Исторические исследования. 39). С. 136—173
  • «Парадоксы идеи прогресса» и «культурная память» в древнем Египте (по поводу статьи В. В. Емельянова) // Восток (Oriens). — 2018. — № 6. — С. 6—21. DOI:10.31857/S086919080002863-6

История науки

Разделы в обобщающих работах, учебниках и учебных пособиях

  • Поздний Египет (совм. с С. С. Соловьёвой). Приложения. Божества древнего Востока: Египет. Библиография // История древнего Востока: Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999 (и стереотипные переиздания). С. 65, 70—71; 435—437; 443—460.
  • Из текстов о божественном происхождении царицы Хатшепсут и её восшествии на престол. Рассказ о признании Тутмоса III сыном Амона-Ра и восшествии его на престол. Приложения (совм. с О. А. Васильевой) // История древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие. Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. С. 61—69; 69—72; 649—655; 655—660.
  • Главы II—IV [по истории древнего Египта] // История древнего мира / Ладынин И. А., Немировский А. А., Никишин В. О., Новиков С. В. Учеб. для вузов. М.: Филологическое общество «Слово», 2004. С. 21—37, 38—50, 51—73.
  • Глава 1. Древний Египет // Древний Восток / Н. В. Александрова, И. А. Ладынин, А. А. Немировский, В. М. Яковлев. М.: Астрель, 2008. С. 26—170.
  • Глава 2. Проблемы политической истории и хронологии древнего Египта. Древний Египет и окружающий мир в зарубежной и отечественной историографии. Глава 3. Общество и государство в древнем Египте в зарубежной и отечественной историографии. Проблема древнеегипетской идеологии царской власти // Историография истории древнего Востока. Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. Ч.1. М.: Высшая школа, 2008. С. 122—202, 203—279.
  • Раздел 1. Древний Египет // История древнего Востока: Уч. пос. для вузов. Под ред. Б. С. Ляпустина. М., 2009. С. 37—180.
  • Главы II—IV [по истории древнего Египта] // История древнего мира / Ладынин И. А., Немировский А. А., Никишин В. О., Новиков С. В. Учеб. для вузов. М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. С. 21—37, 38—50, 51—73.
  • Египет Позднего времени (совместно с В. А. Головиной). Эллинизм (совместно с Г. А. Кошеленко). // Всемирная история. Т. 1: Древний мир. Под ред. В. А. Головиной и В. И. Уколовой. М., 2011. С. 256—271, 521—551.

Переводы

  • Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. М.: Молодая гвардия, 2008 (пер. с фр. в соавторстве с О. Б. Колобовой)

Оценки в научной литературе и критика

Египтолог Э. Спэлинджер (Университет Окленда, Новая Зеландия; [1][2]) высказывает в своей статье The Epistolary Topos and War[10] высокое мнение о значимости интерпретации т. н. Элефантинской стелы царя Амасиса, предложенной И. А. Ладыниным[11]. Египтолог Ж. Горр (Университет Ренна, Франция; [3]; [4]) в статье The Satrap Stela: A Middle Ground Approach[12] характеризует статью И. А. Ладынина о фрагменте раннеэллинистической «Стелы сатрапа», описывающем судьбу владений храма Буто при некоем чужеземном завоевателе[13], как «проливающую свет во многих отношениях» (in many aspects very enlightening), однако не соглашается с исходным положением этой статьи, согласно которому описанная в данном фрагменте ситуация является действительно исторической, а не литературным топосом. Российские египтологи И. В. Богданов[14] и А. В. Сафронов[15] приводят фрагменты переводов И. А. Ладыниным древнеегипетских источников, показывающие, по их мнению, что он работает не с оригинальным иероглифическим текстом, а с переводами источников на европейские языки. И. В. Богданов ссылается на неполное совпадение в переводах И. А. Ладынина и Дж. Г. Брестеда одного слова, передающего оригинальный текст с искажением («возгласил» — published): сплошного анализа перевода И. А. Ладынина для обоснования своего наблюдения он не предпринимал. В связи с критикой А. В. Сафронова по поводу перевода одного из фрагментов «Стелы сатрапа» И. А. Ладынин в посте в своём блоге [5] в обоснование оригинальности своей работы сослался на полный комментированный перевод данного текста в приложении к своей докторской диссертации[16], указал, что коррективы А. В. Сафронова расходятся с позицией ряда крупнейших египтологов и не содержат полного перевода и интерпретации обсуждаемого фрагмента, возразил на одно из замечаний своего оппонента, а также заметил, что в ходе защиты И. А. Ладыниным докторской диссертации А. В. Сафронов не предъявил никаких претензий к качеству перевода и высоко оценил Ладынина как специалиста. Подобных претензий к переводу «Стелы сатрапа» в докторской диссертации И. А. Ладынина нет и в отзывах на неё официальных оппонентов — ведущих российских египтологов А. О. Большакова[17] и А. Е. Демидчика[18]. Подробные ответы на ряд критических замечаний А. В. Сафронова в его обзорах И. А. Ладынин дал в отдельной статье[19]. А. В. Сафронов также обсуждает перевод «Стелы сатрапа» в специальной публикации, частично изменив в ней свои интерпретации, представленные ранее в черновике отзыва на статью И. А. Ладынина (в частности, интерпретацию фрагмента Urk. II. 17. 1-3)[6], а также в своём опубликованном ответе на статью И. А. Ладынина, в котором Сафронов вновь подверг свои интерпретации корректировке и повторил критические суждения относительно интерпретаций Ладынина[20] [7]. В другой статье А. В. Сафронов указал на необоснованный характер критики академика В. В. Струве в одной из работ И. А. Ладынина (ср. ладынинскую оценку В. В. Струве как исследователя, «в своих ранних египтологических штудиях тяготевшего к нетрадиционным и далеко не всегда оправданным интерпретациям»)[21]. По мнению А. В. Сафронова, И. А. Ладынин не читал процитированную им статью В. В. Струве и по ошибке подверг последнего критике за гипотезу, высказанную египтологом Г. Бругшем. На это критическое суждение И. А. Ладынин ответил в своем блоге[22]. Также А. В. Сафронов неоднократно высказывал мнение, что И. А. Ладынин ссылается на статьи, на самом деле им не прочитанные. В еще одной статье И. А. Ладынин высказал свои оценки конкретных позиций своего оппонента в связи с интерпретацией "Стелы сатрапа" и их изменений на протяжении 2019-2021 гг., а также свое общее мнение о логике и приемах в этой дискуссии, к которым прибегает А. В. Сафронов[23]. Украинский исследователь истории эллинистического Египта А. Л. Зелинский, полемизируя с И. А. Ладыниным, обосновывает иную, чем он, датировку голода в Египте в царствование Птолемея III Эвергета[8].

Примечания

  1. Российская ассоциация антиковедов (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано 13 февраля 2013 года.
  2. Ладынина Марина Алексеевна — «Чтобы Помнили». Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано 7 марта 2021 года.
  3. Марине Ладыниной установили памятник в Назарове. Дата обращения: 10 июня 2020. Архивировано 5 декабря 2020 года.
  4. Защита докторской диссертации И.А.Ладыниным. www.hist.msu.ru. Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано 28 февраля 2018 года.
  5. Ладынин Иван Андреевич. Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано 10 марта 2018 года.
  6. Иван Ладынин — узнай главное на ПостНауке. Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано 9 апреля 2018 года.
  7. Ладынин И.А. «Пьющие нильскую воду»: встречи Востока и Запада в Египте II-I тысячелетий до н.э.. Дата обращения: 10 июня 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  8. Учебные курсы - Ладынин Иван Андреевич. Дата обращения: 19 июня 2018. Архивировано 19 июня 2018 года.
  9. Late Dynastic Period. Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано 28 февраля 2018 года.
  10. Anthony Spalinger. The Epistolary Topos and War (англ.) // In: Eszter Bechtold et al. (eds.), From Illahun to Djeme: Papers Presented in Honour of Ulrich Luft, 109-118. Архивировано 28 июля 2019 года.
  11. Ladynin I. ’Iw (“Island”) and URUPūtū-Yāman (“The City of Greek Buto”): Two Toponymes in the Sources on the Babylonian Invasion into Egypt in 567 B.C. Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  12. Gorre G. The Satrap Stela: A Middle Ground Approach. Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 12 сентября 2021 года.
  13. Ladynin I. Adversary Hšryš3”: His Name And Deeds According To The Satrap Stela. Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  14. Богданов И. В. Коронация и экономика: аспекты бюрократического сознания в Египте эпохи Древнего царства // Страны и народы Востока. Вып. 37: Государство на Востоке / Под ред. И. Ф. Поповой, И. В. Богданова. М., 2017. С. 46, прим. 150.
  15. Сафронов А. В. Обзор статьи И. А. Ладынина «Египетская иероглифическая передача иранских слов», или как не нужно переводить египетские тексты
  16. Ладынин И.А. Начало македонского времени в категориях традиционного мировоззрения древних египтян конца IV – начала III вв. до н.э. - диссертация | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных. istina.msu.ru. Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  17. А. О. Большаков. Отзыв официального оппонента. Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  18. А. Е. Демидчик. Отзыв официального оппонента. Дата обращения: 28 июля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  19. Иван Андреевич Ладынин. К пониманию некоторых фрагментов иероглифической «Стелы сатрапа» // Восток. Афро-Азиатские Общества: История И Современность. — 2020. — Вып. 4. — ISSN 0869-1908. — doi:10.31857/S086919080010693-9.
  20. ORCID. Сафронов А.В. Мог ли Ксеркс "попятить" землю? (англ.). orcid.org. Дата обращения: 18 апреля 2021. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  21. Карлова К.Ф., Сафронов А.В. Нубийский поход Птолемея Лага. (рус.) ?. Индоевропейское языкознание и классическая филология XXV (2). С. 1106-1107, прим. 13. (2021). — «"В отечественной египтологии сторонником гипотезы Г. Бругша о сопоставлении рассматриваемого топонима «Стелы сатрапа» с Мармарикой до сих пор является И.А. Ладынин. В 2018 году, не подозревая, что немецкий исследователь отказался от своей гипотезы еще 136 лет назад, он охарактеризовал ее как «наиболее состоятельную исторически и наименее противоречивую», заключив, что «мнение Х. Бругша об отражении в нем (в тексте «Стелы сатрапа – АС.) подавления киренского восстания никоим образом нельзя считать сданным в архив» (Ладынин 2018: 208). Наверное, об этом недоразумении можно было бы и не упоминать, если бы не одно «но». И.А. Ладынин сослался на статью В.В. Струве «Zur Geschichte Ägyptens der Spätzeit» 1928 года и приписал последнему создание гипотезы о тождестве названия «Стелы сатрапа» и нубийского топонима Jrm. Будучи противником данного сопоставления, он нелестно охарактеризовал В.В. Струве как исследователя, «в своих ранних египтологических штудиях тяготевшего к нетрадиционным и далеко не всегда оправданным интерпретациям» (Ладынин 2018: 204–205). Однако столь безапелляционная оценка выглядит удручающе и комично одновременно. В.В. Струве, который был знаком с поздней гипотезой Г. Бругша о локализации топонима «Стелы сатрапа» в Нубии, лишь присоединился к ней, о чем и упомянул в своей статье (Struve 1928: 199–200, Anm. 2). И.А. Ладынин, сославшийся на те же страницы статьи В.В. Струве, по понятной причине этого не заметил. О том, что В.В. Струве следовал поздней гипотезе Г. Бругша, пишет и К.-Х. Призе (ср. «Jhm folgt noch Struve»: Priese 1974: 14), сноски на которого имеются в работе И.А. Ладынина. Однако и эту статью И.А. Ладынин не читал (прим. А.С.).». Дата обращения: 16 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  22. Казните меня, люди православные,. joy-for-ever.livejournal.com. Дата обращения: 22 сентября 2021.
  23. Ладынин И.А. Еще раз к пониманию некоторых фрагментов древнеегипетской «Стелы сатрапа» (логика полемики и существо дела) // Вестник Института востоковедения РАН. — 2021. — № 2. — С. 20-41. - "Как видно, в трех его научных текстах, призванных возразить мне, обнаруживается целый ряд произвольных допущений, отступлений от норм грамматики и синтаксиса древнеегипетского языка, неоправданных семантических построений. Постулируя такие интерпретации, мой оппонент сплошь и рядом уклоняется от их подтверждения исчерпывающей независимой аналогией, несмотря на то что настойчиво предъявляет требование об этом мне. Реконструируя при переводе семантику древнеегипетских слов, он то и дело переносит на нее формы русского языка. Цитируя научную литературу и даже некоторые источники, он позволяет себе купировать те суждения и пассажи, которые не идут ему на пользу. Далеко не все мои тезисы, учтенные им в полемике, поняты им адекватно. При этом в пределах своих текстов он неоднократно, в том числе радикально, меняет собственные интерпретации, хотя всякий раз формулирует их как истину в последней инстанции, позволяющую не просто корректировать чужие мнения, а обвинять тех, от кого они исходят, в некомпетентности. Не говорю уже о риторике и душноватом морализаторстве этих обвинений. Отвечать на критику такого рода — дело трудоемкое, а учитывая ее тональность, морально обременительное. Не скажу, что впредь воздержусь от этого, но и не обещаю регулярности моих ответов, если для них появятся новые поводы, и во всяком случае отвергну a limine претензии к моей компетентности, мотивированные подобными статьями."

Литература

Ссылки