К-159

Материал из энциклопедии Руниверсалис
K-159, Б-159
November class SSN 627A project.svg
K-159.JPG
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Западная Лица
Спуск на воду 6 июня 1963
Выведен из состава флота 30 мая 1989
Современный статус попала в шторм во время буксировки, затонула
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 627А «Кит»
Разработчик проекта СКБ № 143
Главный конструктор В. Н. Перегудов
Кодификация НАТО November
Скорость (надводная) 15,5 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов
Предельная глубина погружения 300 метров
Автономность плавания 50-60 суток
Экипаж 104 человек (30 офицеров)
Размеры
Водоизмещение надводное 3 065 тонн
Водоизмещение подводное 4 750 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
107,4 метра
Ширина корпуса наиб. 7,9 метра
Средняя осадка
(по КВЛ)
5,65 метр
Силовая установка
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
8 ТА калибра 533 мм, 20 торпед

К-159 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит», заводской № 289. Затонула 30 августа 2003 года при буксировке на утилизацию. Погибли 9 человек.

История

Заложена 15 августа 1962 года на стапеле цеха № 42 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 6 июня 1963 года. С 11 июня по 20 августа 1963 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Государственные испытания проходили с 11 сентября по 9 октября 1963 года. 9 октября 1963 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний К-159.

Включена в состав Северного флота 4 ноября 1963 года, зачислена в состав 3-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице. Первым командиром К-159 был назначен капитан 2 ранга Синев Б. С.

В кампанию 1963 — 1966 годов К-159 совершила 2 автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 74 суток. 2 марта 1965 года в море была обнаружена микротечь охлаждающих трубок конденсатора главного турбозубчатого агрегата левого борта, что привело к необходимости возвращения на базу. С 30 декабря 1966 года по 5 ноября 1968 года К-159 проходила текущий ремонт с заменой парогенераторов на судоремонтном заводе «Звёздочка».

В кампанию 19811984 годов К-159 была в 4 автономных походах на боевую службу общей продолжительностью 138 суток. В 19851988 годах лодка отрабатывала задачи боевой подготовки в море и на базе.

В 1989 году переклассифицирована из крейсерской в большую и далее называлась Б-159.

30 мая 1989 года К-159 была выведена из боевого состава ВМФ.

Всего с момента спуска на воду К-159 совершила 9 боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов.

С 1989 года по 2003 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву.

Затонула ночью 30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин на глубине 170 метров[1] (по другим данным — 248 м[2][3]) во время буксировки из Гремихи для утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорск.

Погибло 9 человек. Командир экипажа Сергей Лаппа дал приказ подчинённым покинуть лодку, когда она пошла на дно, выйти успели всего трое. Юрий Жадан первым выпрыгнул с рубки. Предполагается, что он сильно ударился, тело было в гематомах. У Евгения Смирнова, покинувшего лодку вторым, в графе “причина смерти” значится “утопление”, предполагается, что он погиб от переохлаждения: вода в Баренцевом море была не больше 2 градусов, а он пробыл в ней 4 часа. Ст. лейтенант Максим Цибульский выбирался третьим, при его выходе лодка ушла у него из-под ног, в воде пробыл около часа, благодаря чему выжил. Позже Максим вспоминал, что, покидая лодку, он слышал, как ему кричал Роман Куринный: “Я сейчас, только документы возьму…”[4] (согласно комментариям представителя флота в эфире телевидения Цибульский смог выжить благодаря своим запасам жировой ткани, которые позволили ему избежать смертельного переохлаждения). После аварии руководство страны и ВМФ говорило о необходимости подъёма лодки[5], но подъём осуществлён не был.

В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» снова подняла вопрос о возможном подъёме атомной субмарины, окончательное решение о подъёме должно было быть принято в 2012 году.[3][6] В сентябре 2014 года российские и норвежские учёные осмотрели К-159. С помощью телеуправляемого аппарата была сделана подводная видеосъемка, на которой видна субмарина, похороненная на дне Баренцева моря. Экспресс-анализ проб показал, что уровень радиации не превышен. По самым благоприятным прогнозам, в таком состоянии она может пролежать ещё 20 лет. Принимать решение о подъёме атомохода будут военные, которым принадлежит лодка[7]. В августе 2020 года в СМИ появилась информация о том, что «Росатом» намерен поднять атомную субмарину К-159 со дна Баренцева моря.[8]

См. также

Примечания

  1. Четыре года плюс четыре миллиона, ng.ru, 2006-09-28. Дата обращения: 29 октября 2008. Архивировано 1 января 2011 года.
  2. Атомная подлодка К-159 «вошла в дно, как дротик», её можно поднять — результаты. Дата обращения: 22 ноября 2010. Архивировано 12 августа 2014 года.
  3. 3,0 3,1 «Росатом» предлагает поднять со дна морей затонувшие подлодки — Александр Емельяненков — «Минный атом» — Российская Газета — В канун очередной годовщин. Дата обращения: 11 августа 2011. Архивировано 23 ноября 2011 года.
  4. Жилин В. Комментарии к статье «На дне»
  5. На подъем К-159 правительство выделило 126 млн рублей. Грани.ру (17.10.2003).
  6. Вести. Ru: Затопленная подлодка К-159 будет поднята. Дата обращения: 11 августа 2011. Архивировано 3 мая 2013 года.
  7. Российские и норвежские ученые осмотрели К-159 на дне Баренцева моря. Дата обращения: 20 сентября 2014. Архивировано 15 апреля 2015 года.
  8. «Росатом» поднимет с арктического шельфа шесть наиболее опасных радиоактивных объектов (рус.) ?. Дата обращения: 3 августа 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.

Литература

  • Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год. Рег. св. № П-1401 от 24.03.1995 года.

Ссылки