Куртц, Пол

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пол Куртц
англ. Paul Kurtz
Пол Куртц и Мартин Гарднер на совещании Комитета скептических расследований (1979 год)Пол Куртц и Мартин Гарднер на совещании Комитета скептических расследований (1979 год)
Дата рождения 21 декабря 1925(1925-12-21)
Место рождения Ньюарк, Нью-Джерси, США
Дата смерти 20 октября 2012(2012-10-20) (86 лет)
Место смерти США
Страна  США
Научная сфера философия
Место работы Университет штата Нью-Йорк в Буффало
Альма-матер Нью-Йоркский университет
Колумбийский университет
Сайт paulkurtz.net

Пол Куртц (англ. Paul Kurtz; 21 декабря 1925 — 20 октября 2012) — американский философ, деятель гуманистического движения (считается одним из немногих всемирно признанных теоретиков гуманизма)[1], научный скептик.

Почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму, основатель журнала Free Inquiry и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях.

Офис Пола Куртца в центре Комитета по научному расследованию, Амхерст, Нью Йорк

Ранние годы жизни

Куртц родился в Ньюарке, штата Нью-Джерси в еврейской семье[2], сын Сары Лессер и Мартина Курца[3]. Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете, а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете[4].

Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служба в армии США во время Второй мировой войны показала ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме, когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию, но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз[5].

Светский гуманизм

Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма[6]. До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм, он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста, который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.

Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами, для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму, а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал Центр исследований  (англ.) в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.

Критика паранормальных явлений

Рэй Хайман  (англ.), Пол Куртц, Джеймс Рэнди, и Кен Фрейзер, TAM8, Июль 2010, Лас Вегас после доклада об истории современного скептицизма как движения

Ещё один аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений. В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала «Skeptical Inquirer». Так же, как и Мартин Гарднер, Карл Саган, Айзек Азимов, Джеймс Рэнди, Рэй Хайман  (англ.) и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления.

Что касается основателей современного скептического движения, Рей Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци, который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлек к проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP[7][8].

Куртц писал:

Постоянство проявлений паранормальных явлений, я полагаю, связано с трансцендентным искушением. В моей книге с таким же названием, я представляю тезис, что паранормальные и религиозные явления имеют аналогичные функции в человеческом опыте. Они являются выражением тенденции принимать магическое мышление. Это искушение имеет такие глубокие корни в человеческом опыте и культуре, что оно постоянно вновь заявляет о себе.

Евпраксофия

Куртц ввел термин — «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство, которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц[10].

Библиография

  • «Решимость и состояние человека» («Decision and the condition of man», 1965),
  • «Полнота жизни» («The fullness of life», 1974),
  • «В защиту светского гуманизма» («In defense of secular humanism», 1984),
  • «Искушение потусторонним» («The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal», 1986; рус. пер. — 1999),
  • «Запретный плод: этика гуманизма» («Forbidden fruit: the ethics of humanism», 1987; — рус. пер. — 1993),
  • «Евпраксофия: жизнь без религии» («Eupraxofy: living without religion», 1989),
  • «Философские эссе о прагматическом натурализме» («Philosophical essays in pragmatic naturalism», 1990),
  • «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание» («The new scepticism: inquiry and reliable knowledge», 1992),
  • «Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца» («Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz», 1994),
  • «Мужество стать: ценности гуманизма» («The courage to become: the virtues of humanism», 1997; рус. пер. — 2000),
  • «Гуманистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму» («Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism», 2000; рус. пер. — см.: 11)

Переводы на русский язык

Примечания

  1. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 2. (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 декабря 2008. Архивировано 5 ноября 2008 года.
  2. Robert Evans Paul Kurtz, leading advocate of secular humanism, dead at 86 Архивная копия от 21 августа 2014 на Wayback Machine // Reuters, 23.10.2012
  3. Paul Kurtz, Vern L. Bullough, Tim MadiganToward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz Архивная копия от 14 марта 2017 на Wayback Machine
  4. Weber, Bruce. Paul Kurtz, 86, Humanist Publisher, Dies B19. The New York Times (24 октября 2012). Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  5. Smith, Dinitia. A Vigorous Skeptic Of Everything but Fact; His Target: The Paranormal on TV and in Film, New York Times. Архивировано 20 декабря 2013 года. Дата обращения 22 октября 2012.
  6. Paul Kurtz - The New Atheism and Secular Humanism. CFI (14 сентября 2007). Дата обращения: 3 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  7. Ray Hyman - The Life of an Expert Skeptic, Part 2. JREF (20 января 2012). Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано 21 мая 2014 года.
  8. Hyman, Ray IIG Award:Ray Hyman 2011. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 1 января 2016 года.
  9. Quarter Century of Skeptical Inquiry, Paul Kurtz (Skeptical Inquirer July 2001) Архивная копия от 5 марта 2008 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 11-05-2013 [4001 день])
  10. Cooke, Bill. Dictionary of Atheism, Skepticism, & Humanism, Prometheus Books, 2006, page 175. «Eupraxsophy stands for 'a set of convictions and practices offering a cosmic outlook and an ethical guide to life'.»

Литература