Кунграты (узбеки)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кунграты
узб. Qo'ng'irotlar
Bandera de Khiva abans 1917.svg
Страна Государство Хорезм
(Хивинское ханство)
Основатель Мухаммад Амин-бий
Последний правитель Саид Абдулла-хан
Год основания 1770
Смещение 1920
Национальность узбеки
Титулы

Кунграты — тюрко-монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XIV века. В 1763—1920 годы узбекская династия кунгратов правила в Хорезме.

История

Согласно Г. Е. Грумм-Гржимайло, кунграты в составе узбеков имеют монгольское происхождение[1]. Однако, после тщательного изучения кунгратов-узбеков советские исследователи пришли к выводу о том, что в начале XVI в. они были давно тюркизированы по языку, культуре и этническому признаку[2].

Согласно источникам, первые группы кунгратов в конце XIII — начале XIV века стали переходить к оседлости в Среднеазиатском междуречье — на территории Хорезма, где во второй половине XIV века основали правящую династию, то есть часть кунгратов до XV века жила на территории Мавераннахра.

Оставшаяся в Дашти Кипчаке часть кунгратов входила в состав «узбекского улуса» в 30-60-х годах XV века. В начале XVI века в среднеазиатское междуречье переселяется новая группа кунгратов, которая расселилась почти по всей территории Мавераннахра, а также в северном Афганистане. Скорее всего, в последующие столетия произошло смешение ранних и поздних групп кунгратов, а также пополнение их состава рядом местных родовых групп.

По мнению И. П. Магидовича, предками большей части хорезмских узбеков были кунграты, жившие в Хорезме до расселения там основной массы дешт-и-кипчакских узбеков. Союз казахских кунгратов был создан не раньше XV века. В нашествии же Шейбанидов на Мавераннахр участвовали не казахские кунграты, а союз хорезмских кунгратов[3]. Существуют и другие предположения о том, как кунграты поселились на территории Узбекистана.

Т. А. Жданко в своих научных трудах (1950, 1974) показал этногенетическое сходство обычаев кунгратов Хорезма, Каракалпакстана и низовий Сырдарьи. О том, что между каракалпакскими, хорезмскими, сурхандарьинскими и кашкадарьинскими кунгратами существует генетическая связь, свидетельствует идентичность родов в их составе. Некоторые кунграты Шерабада (Сурхандарьинская область) считают, что их предки переселились из Хорезма, что дополняет вышесказанное.

История узбеков-кунгратов низовьев Амударьи изучалась этнографом К.Л.Задыхиной.

Родовой состав

Узбеки-кунграты отличаются от казахских и каракалпакских кунгратов тем, что женятся на своих близких и дальних родственницах, соответственно отличаются браки, право наследования.

Отмечается также сходство в генеалогии узбеков-кунгратов Хорезма и Восточной Бухары[4]. Т. А. Жданко в своих исследованиях указал также на то, что генеалогия каракалпакских и хорезмских кунгратов одинакова.

У кунгратов Восточной Бухары, их хорезмских соплеменников и всех каракалпакских родов точно совпадают восемь этнонимов: ачамайли, болгали, богажели, конжигали, каракурсак, коштамгали, тортувли и тугиз (тогиз). Так же одинаковы пять этнонимов бухарских кунгратов и узбеков-кунгратов Хорезма: барак, бобай, жилантамгали, карабура, ногай. С каракалпаками совпадают этнонимы айинни, акпичак, баймокли, козоёкли, казак, кайчили, канчи, карабуйин, карга, кулдовли, копиш, куйин, курама, таракли, урус, хандакли, чумичли, иргакли и др. Таким образом, у кунгратов Восточной Бухары 13 этнонимов совпадают с хорезмскими кунгратами и 12 — с каракалпакскими[5]. Узбеки-кунграты отличаются от казахских и каракалпакских кунгратов тем, что женятся на своих близких и дальних родственницах, соответственно отличаются браки, право наследования.

Ряд важных сведений об узбеках-кунгратах содержится во многих исследовательских трудах[6]. Согласно сказаниям самих кунгратов, аксакалом их племени был Кунгират-ата или Кунгир-бий, у которого от первой жены было четыре сына: Вактамгали, Куштамгали, Конжигали и Айнни (Айнли). Сыновья считаются основателями родов кунгратов. У Кунгират-ата был ещё пятый сын Тортувли, которого подарили его младшей жене. Таким образом, кунграты делятся на пять родов, каждый из которых делится на несколько мелких родов: 18 — у Воктамгали, 16 — у Куштамгали, 14 — у Конжигали, 12 — у Айнни и 6 — у Тортувли. Итого 66 родов, которые также делятся на ещё более мелкие родственно-семейные группы[3].

По сведениям 1924 года, в Бухарском уезде было зарегистрировано 3000 узбеков-кунгратов, в Гиждуванском уезде — 10 875, в уезде Кармана — 1370, в Гузаре — 20 615, Шахрисабзе — 325, Шерабаде — 23 164, Байсуне — 9 890. Согласно этим данным, на территории Бухарского ханства 14,5 % узбекского населения составляли кунграты[7]. В районе низовья Амударьи было зарегистрировано 17 тыс. кунгратов[8].

Диалекты

По мнению В. В. Решетова, диалект узбекских кунгратов принадлежит к кипчакским говорам из-за применения «ж»[9]. Хотя в настоящее время кунграты на территории Восточного Узбекистана сохранили своё этническое название, деление на мелкие рода не используется.

Физическая антропология

По антропологическим данным, у определённых групп кунгратов монголоидный элемент проявлялся в меньшей степени, чем у некоторых тюркоязычных групп, живших в Среднеазиатском междуречье с раннесредневековой эпохи, что является дополнительным доказательством значительного вклада местного компонента в состав кунгратов Мавераннахра.[10]

Эпос «Алпамыш»

Известно, что в эпосе кунгратов «Алпамыш» отражены сюжеты о кунгратском народе и их байсун-кунгратской родине. Существуют каракалпакская, казахская, и десятки узбекских версий этого эпоса. Описанные события происходят в основном в Байсун-Кунгратском крае (Сурхандарьинская область Узбекистана). Известным героем кунгратского эпоса являлся Алпамыш.

Сравнительные исследования узбекских, каракалпакских, казахских, таджикских, алтайских, татарских и башкирских версий эпоса, показали определённую близость «Алпамыша» в его кунгратской редакции и гомеровской «Одиссеи». По мнению известного специалиста в этой области — В. М. Жирмунского, "Алпамыш и «Одиссея» восходят, по-видимому, к общему, «восточному» (героическому) варианту древнего сказочного сюжета. Свидетельство «Одиссеи» позволяет отнести существование этой версии сказания (сюжет «возвращения мужа») к VII веку до нашей эры.[11]

Некоторые исследователи полагают, что основная часть эпоса «Алпамыш» сложилась в X—XI веков в низовьях Сырдарьи и Приаралье.[12] Хотя по данным письменных источников, в этот период кунграты жили в Монголии,[13] вышеуказанные сведения свидетельствуют о том, что определённая часть предков кунгратов, вошедших в состав казахского, узбекского, каракалпакского народов проживала в Приаралье, задолго до монгольского нашествия. Вероятно, что завершение формирования этого эпоса происходило в узбекском улусе в XIV — первой половине XV века.

Узбекские варианты эпоса «Алпамыш» отличаются от каракалпакских и казахских тем, что в них отображены эндогамные брачные традиции узбеков, то есть главный герой Алпамыш женится на своей двоюродной сестре, дочери своего дяди.

Династия Кунгратов (1763—1920) в Хорезме

Примечания

  1. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Directmedia, 2013-03-13. — С. 531—533. — 907 с. — ISBN 9785446048205. Архивная копия от 28 января 2021 на Wayback Machine
  2. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976, с.211
  3. 3,0 3,1 Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып. 3 и 4. 1896. С. 370
  4. Задыхина К. Л. Узбеки дельты Амударьи//Труды Хорезмской арх.-этногр. экспед. М., 1952. Т. 1. С. 338
  5. Кармышева Б.X. Указ. соч. С. 213
  6. Материалы по районированию. Кн. 3. Ч. 1. Бухара. С. 189—190
  7. Материалы по районированию. Кн. 1. Ч. 1. Бухара. С. 268—269. Табл. 8
  8. Материалы по районированию. Кн. 4. Ч. 2. Хорезм. С. 97
  9. Боровков А. К. Вопросы классификации узбекских народных говоров / Известия АН УзССР. 1953. № 5. С. 58
  10. Ходжайова Г. К. Дерматоглифика узбеков с родоплеменными делениями. // Расы и народы. Выпуск 21. М.,2001, с.138
  11. Жирмунский В. М. Эпическое сказание об Алпамыше и «Одиссея» Гомера // Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки. М.,2004,с.231
  12. Мирзаев Т. «Алпомиш» достони, унинг версия ва вариантлари. // «Алпомиш» — узбек халк кахрамонлик эпоси. Т.,1999, 20-бет
  13. Рашид ад-дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. Перевод с персидского Л. А. Хетагурова. М., 1952. с.160-161

Литература

  • История Хорезма. Под ред. И.Муминова. Ташкент, 1976
  • Дониёров Х. Узбек халкининг шажара ва шевалари. Т.,1968.
  • Жирмунский В. М. Эпическое сказание об Алпамыше и «Одиссея» Гомера // Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки. М.,2004.
  • Задыхина К. Л. Узбеки дельты Аму-дарьи. // Археологические и этнографические работы Хорезмские экспедиции. 1945—1948. т.1. М.,1952.
  • Мирзаев Т. «Алпомиш» достони, унинг версия ва вариантлари. // «Алпомиш» — узбек халк кахрамонлик эпоси. Т.,1999.
  • Маликов А. М. Из истории кунгратов Среднеазиатского междуречья // Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации. Сборник материалов международной научной конференции. Алматы, 2008, с.170-180