Кубофутуризм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
А. Богомазов. Трамвай. 1914

Кубофутуризм — авангардное направление в искусстве начала XX века, соединившее в себе принципы французских кубистов (таких, как Брак) и итальянских футуристов (например, Боччони). Впервые этот термин использовал французский критик Марсель Буланже в одной из своих статей в 1912 году. В русской культуре слово «кубофутуризм» получает распространение с 1913 года, главным образом среди литературной критики[1].

Живопись

Кубофутуризм был востребован в рамках русского авангарда, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества формы кубофутуризма использовали художники Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Александр Богомазов, и другие.

Поэзия

Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены между собой. В России «кубофутуризм» был также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

См. также

Примечания

  1. Бобринская Е.А. Кубофутуризм (рус.) // Энциклопедия русского авангарда. — 2014. — Т. III, кн. 1, А–М.. — С. 323. Архивировано 1 февраля 2022 года.

Литература

  • Barooshian V. D. Russian cubo-futurism 1910-1930: A study in Avant-Gardism. — The Hague; Paris: Mouton, 1974. — 176 p.
  • Горячева Т. В. К проблеме национальной самоидентификации русского кубофутуризма // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции (Москва, сентябрь 1994 года). — М., 1997.
  • Романовская Ю. «Кубофутуризм»: пространство термина // Искусствознание. — 1999. — № 1. — С. 230—235.
  • Сарабьянов Д. «Кубофутуризм»: Термин и реальность // Искусствознание. — 1999. — № 1. — С. 222—229.
  • Горячева Т. В. Иконология кубофутуризма // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 139—147. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт, Олма-Пресс, 2000. — 175 с. — (История живописи. XX век: Европа. Россия, 1910—1930). — ISBN 5-224-01672-X, 5-269-00992-7.
  • Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. — Липецк: Липецкое изд-во. — 2000.
  • Поляков В. В. Книги русского кубофутуризма. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Гилея, 2007. — 551 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-040-5.
  • Боулт Джон Э. Свет и тьма: Солнечное затмение как кубофутуристская метафора // Авангард и остальное: Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса. — М.: Три квадрата, 2013. — С. 623—638. — ISBN 978-5-94607-172-7.
  • Бобринская Е.А. Кубофутуризм // Энциклопедия русского авангарда