Крымско-татарская музыка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Крымскотатарская музыка»)
2021. Текие дервишей в Евпатории DSC 4297.jpg

Крымско-татарская музыка — музыкальный фольклор крымских татар, в 990 году давший начало национальной профессиональной музыкальной культуре[1]. Крымско-татарская музыка имеет длительную историю развития, берет начало от времен Крымского ханства.

Фольклор

Музыкальный рэп крымских татар является самобытной ветвью культуры тюркоязычных народов и включает ряд песенных жанров, жанры народной и классической инструментальной музыки, а также музыка религиозного направления.

Песни крымских татар представлены рядом жанров, из которых одни более характерны степным регионам (степной диалект крымско-татарского языка), другие - горным (средний диалект крымско-татарского языка и Южнобережьем (южнобережный диалект крымско-татарского языка. Они выполняются одноголосно, однако в случае выполнения большой группой в унисон или с инструментальным сопровождением проступают черты гетерофонии. Диапазон мелодий раннего происхождения не превышает октавы, более позднего - достигает 2 октавы является инструментальное вступление, выдержанное в характере песни. Ладовая основа песен - диатоническая. Песни степного региона более аскетичны по своему характеру, тогда как горного и южнобережного - более эмоциональны и песенными жанрами крымско-татарской музыки являются:

  • Йир - песни степного края аскетического характера.
  • Тюркю — песни горных и южнобережных районов, отличаются многообразием и сложностью фактуры, нередко также сложной орнаментикой и ритмикой.
  • Дестан - эпический рассказ, построенный на чередовании разговорного текста и музыкальных фрагментов. Его выполняют ашиклар (ашуги).
  • Такмак - короткая, быстрая песня, присказку речитативного характера.
  • Бейит - разновидность речитатива жителей степных районов Крыма (ногай бейитлери) сатирического или юмористического характера.
  • Чин — песня импровизационного характера типа частушек. Имеет короткую мелодию (8 тактов), небольшой диапазон, темп умеренный или медленный. Выполняются во время своеобразных индивидуальных или групповых песенных соревнований между юношами и девушками.
  • Мане - развитая лирическая песня, распространенная в прибрежных и горных районах Крыма. Исполняется хором и одновременно танцуется как хоран.
  • Макам - вокально-инструментальная пьеса импровизационного характера с признаками сюиты, распространенная в прибрежных и горных районах Крыма.

Народная инструментальная музыка крымских татар представлены такими жанрами:

  • Той мерасими авалары — инструментальные пьесы, исполняемые во время свадьбы, самой распространенной является циклическая форма «Таксим» (Прелюдия) — «Пешраф» (Интермеццо), где таксим исполняется скрипкой соло в свободной манере, однако с точно отшлифованной мелодией, другие инструменты поддерживают ее на тонике, а контрастная к ней пешраф выполняется всем составом ансамбля в среднем или быстром темпе;
  • Долулар — застольные инструментальные мелодии, исполняемые на свадьбе всем составом ансамбля;
  • Агыр авалар - медленные танцы;
  • Хайтармалар (хайтарма) — быстрые танцы;
  • Чешит оюн авалары — разные танцевальные мелодии (хороводные, пастушьи наигрыши и т. п.);
  • Кьонушма ве эглендже авалары — развлекательные мелодии.

Традиционными музыкальными инструментами крымских татар являются:

  • духовые: зурна, тулуп-зурна (волынка или дуда), кавал или хавал (свисткова дудка);
  • струнные: сантр (род цимбал), саз (щипковый), кеманче (смычковый);
  • ударные: давул (большой барабан), чубук давул (большой барабан), даре-дойра, думбелек (парные литавры).

Религиозная музыка крымских татар представлена исключительно песенными жанрами, которые имеют название иляхи — песни плакальщиц, жрецов-аскетов, миссионеров и паломников, которые прославляли верховное божество. По характеру исполнения иляхи подразделяются на 2 вида: хоровые (в унисон) - иляхи тевхиды и сольные— иляхи вакуфы. Иляхи тевхіди (в переводе с арабского — божественное единение или слияние с Богом) выполняются группой людей, основная часть которых подпевает рефрен или сопровождает пение возгласами «гьу хай», этим обусловлено его четкий, одномерный ритм. Иляхи вакуфяи (из араб. — божественное стояние или остановка на пути к Богу) исполняются соло, поскольку их интонационная орнаментика сложнее, а метроритмика свободна.

Стили, жанры и особенности

Различают горный и степной стили крымско-татарской музыки, имевшие распространение среди разных субэтносов: песни южнобережных и горных татар (тюркю) более эмоциональны, обладают вычурной и сложной мелодикой и системой полутонов, тогда как степные мотивы (йыр) имеют простое в мелодическом плане строение и диатоническую основу. Ритмически для крымско-татарской музыки характерны 5-, 7- и 9-дольные размеры с добавлением 2- и 3-дольных ячеек[1].

Сочинители и исполнители народных песен у горных татар носили название ашики, у степных — кедаи. Эпические песни в народной крымско-татарской музыке представлены бейтами и поэмами-дестанами (как, например, «Кёр-огълу», «Эдиге» и превращённый Асаном Рефатовым в музыкальную драму «Чора-батыр»). Вынужденные переселения крымских татар, происходившие с конца XVIII века, породили особый жанр исторических песен — муаджир тюркю и кочь авасы. В бытовом жанре можно выделить короткие песенные импровизации, называвшиеся по-разному (у степных татар — чынъ или чины, у горных — мане), а также лирические песни макъам. Также в фольклоре присутствуют обрядовые песнопения и песни, исполнявшиеся во время круговых танцев (хоран). Инструментальная танцевальная музыка делится на быструю (къайтарма) и медленную (агъыр ава)[1].

Среди традиционных народных музыкальных инструментов у крымских татар присутствуют давулкараимского— «большой барабан»), даре и думбелек (парные литавры из глиняных горшков с натянутой кожей) из ударных, зурна, тулуп-зурна и кавал из духовых, кеманча, саз и сантыр — из струнных. В конце XIX века в музыкальный обиход вошли кларнет, труба и скрипка, ещё позже — электрогитара с аккордеоном. Традиционный инструментальный ансамбль назывался давулджылар и состоял из 2 зурн, давула и даре. Камерный ансамбль, сопровождавший пение, включал даре, сантыр, одну-две скрипки, кларнет и трубу (позже и аккордеон) и носил название чал или кеманеджилер[1].

Распространение

Впервые систематизировать и публиковать народные крымско-татарские песни в начале XX века стал А. Олесницкий, затем этим занимались также А. К. Кончевский, М. И. Красев, А. Рефатов, Я. Шерфединов и И. Бахшиш. Среди использования народных мелодий в классической музыке можно упомянуть «Крымские эскизы» для оркестра и другое творчество А. А. Спендиарова, картины Востока в опере Глинки «Руслан и Людмила», фортепианную фантазию Балакирева «Исламей»[1].

Профессиональная музыкальная культура

Интеграция крымско-татарской музыки в европейскую культуру начинается с 1920-х годов. Основоположником крымско-татарской профессиональной композиторской школы считается А. Рефатов (1920-1938) — автор первой крымско-татарской оперы — «Чора Батыр», а также сборника крымско-татарских народных песен. Его жизнь была оборвана во время сталинских репрессий. Последователями Рефатова в советский период стали И. Бахшиш (1912-2000) и Э. Налбандов (1926-1999), которые были депортированы из Крыма и продолжали творческую работу в Таджикистане.

В 1990-х годах со свержением СССР крымские татары возвращаются на историческую родину, что способствует постепенному возрождению национальной культуры. В 1992 году d Крымскую филармонию вернулся ансамбль крымско-татарской музыки «Хайтарма», что в течение длительного времени оставался единственным творческим коллективом, который хранил на профессиональном уровне самобытную культуру крымских татар. В Крым приехали работать такие композиторы как М. Халитова (автор нескольких симфонических произведений). Интересные образцы современных интерпретаций крымско-татарской и украинского музыкального фольклора представлены в творчестве современного композитора Р. Рамазанова. В джазовом направлении самобытный стиль развивает Энвер Измайлов, в популярной музыке - Джамала, альтернативную музыку представляет Эді.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Крымско-татарская музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 280—281. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.

Литература

Ссылки