Греки в Крыму

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Крымские греки»)
Руины греческой базилики в Херсонесе Таврическом

Греки (греч. Έλληνες της Κριμαίας, рус. Крымские Греки) являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико. В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии[1]. Постоянное соперничество между этими двумя городами, расположенными на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды. В современном Крыму частично сохраняется греческая топонимика, как древнейшая (Кореиз, Мисхор, Гаспра), так и новая (Севастополь, Симферополь).

Античность

В ходе древнегреческой колонизации, затронувшей также и Северное Причерноморье, древние греки начали активно селиться в прибрежном Крыму. Пантикапей был основан в конце VII века до н. э. выходцами из Милета и располагался на месте современной Керчи. В эпоху расцвета он занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Другим важным древнегреческим центром Крыма стал Херсонес. Его основали дорийцы[1]. Вторжение готов ликвидировало Боспорское царство. После этого единственным античным полисом Северного причерноморья, который увидел средние века стал Херсонес.

Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохтонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись однако хотя бы частичной эллинизации[2].

Во времена классической античности торговые пути связали с греческим причерноморьем и населённые пункты северного склона Крымских гор. К примеру, в центре города Старый Крым, имевшего тесные связи с приморским Судаком и расположенного в 30 км от морского побережья, при земляных работах была выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э.[3] Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством существования более раннего античного города, а не только средневековой крепости, как это было принято считать до обнаружения[4].

Археологические раскопки Кишлавской котловины, расположенной в 16 км к северо-западу от г. Старый Крым показали что и эта долина был культурно освоена во времена классической античности или же, по крайней мере, имела с античной цивилизацией теснейшие торговые связи. Так, первые следы постоянных поселений в округе Кишлав (далее Курского) датируются периодом с III в. до н. э. по III в. н. э[5]. Здесь были найдены остатки форта, который располагался на вершине горы Бор-Кая, которая круто обрывается как с юга, так и с северо-запада. При этом территория самой крепости была отгорожена от древнего городища оборонительной стеной. На территории самого селища были обнаружены осколки греческих амфор. Цивилизаия, по-видимому, имела если не собственно греческий, то во всяком случае эллинистический характер, и тесно сообщалась с прибрежными районами посредством дорог. Внизу, по левому берегу реки Мокрый Индол, проходила дорога на Судак. У крепости также имелась визуальная связь с ещё одним подобным укреплением, расположенным на горе Яман-Таш, что в 6,5 км к юго-западу. Кроме того, под самым обрывом, на левом берегу реки Индол был обнаружен могильник античной эпохи.

Средние века

Заморье — греческая территория в Крыму около 1265 года

Считается, что примерно в III веке на территории Крыма появляется новая этническая общность, которую археологи предпочитают называть «горно-крымская народность» или просто «крымские христиане». В научных кругах также называют этот народ «средневековыми греками». Это были потомки античных греков, готов, алан, славян, которые приняли христианство[6]. С середины VIII века существовала Готская епархия Константинопольского патриархата

Греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись вместе с частично ассимилированными ими готами и аланами как государствообразующий этнос до конца XV века в православном княжестве Феодоро.

Именно греками в Крыму распространялось православие. Также благодаря грекам на Южном Берегу Крыма появились многие средиземноморские сельхозкультуры: виноград, гранат, инжир, маслина, розмарин и др. После османского завоевания (1475) крымские греки подверглись постепенной тюркизации, но сохранили православие. Так постепенно возник урумский этнос. Крымские греки, по наблюдениям этнографов, также сыграли ведущую роль в культурном и традиционном отношении южнобережных и горских татар[7].

Несмотря на усиление ислама в регионе, греческие общины, как тюркоязычные (урумы), так и грекоязычные (румеи)[8], продолжали существовать в некоторых регионах Крыма, в том числе в Бахчисарае[1].

Новое время

В 1770-х годах несколько десятков тысяч греков были переселены А. В. Суворовым в окрестности Мариуполя по указу Екатерины II. Вместе с ними 12 598 армян переселилось в Азовскую губернию. По свидетельству В. Х. Кондараки (1873), южнобережные татары долгое время поддерживали в своих обычаях пережитки христианства которые возникали и передавались изначально в преобладающей христианской среде и из за тесного контакта проживания с христианским населением[2]. В 1783 году Россия присоединила Крым.

Русско-турецкая война 1768—1774 годов вызвала мощную и самую большую в новой истории волну греческой эмиграции в Россию. Это были солдаты и офицеры добровольческих батальонов, а также многие жители Греческого архипелага. Поселились греки-переселенцы преимущественно в Керчи и Ени-Кале, позже в Балаклаве, Таганроге, Херсоне. В 1775 году специальным указом Екатерины II грекам-переселенцам были даны значительные льготы, в частности они на 30 лет освобождались от всех налогов и рекрутского набора, а также ежегодно греческим общинам предоставлялась денежная помощь.

В начале XX века иммиграция османских греков в Крым происходит из Понта и различных областей Османской империи. Согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские греки, вместе с рядом других крымских народностей, были депортированы в Пермскую область и Поволжье и Казахстан[9]. Количество депортированных греков составило 14 тыс. человек[10].

Динамика численности

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет. Дата обращения: 4 мая 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Тюркская этноойконимия Крыма c.11: От Кафы (Феодосия). Дата обращения: 11 апреля 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  3. Кругликова И. Т. Сельское хоэяйство Боспора. М. 1975. С.277.
  4. Корпус боспорских надписей (КБН). М. — Л., 1965, № 953.
  5. с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая / Статьи / Восточный Крым / Персональные страницы / Республика Крым. Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 17 марта 2017 года.
  6. Греко татары. Урумы, кто они? Мавр сделал свое дело…
  7. Путеводитель по Крыму. Дата обращения: 21 марта 2017. Архивировано 22 марта 2017 года.
  8. Тюркская этноойконимия Крыма c.12: 38 кес-Кермен. Дата обращения: 11 апреля 2016. Архивировано 3 апреля 2016 года.
  9. Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
  10. Трудовая миграция в Крым (1944—1976). Дата обращения: 11 апреля 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.