Крылатское (велотрасса)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Велотрасса «Крылатское»
Место старта/финиша соответствует 1980 году.Место старта/финиша соответствует 1980 году.
Полное название Олимпийская велодорога
Местоположение  Россия, Москва,
Крылатские холмы
Построен 1979
Владелец ЗАО «Спортивно-экологический комплекс „Лата Трэк“»
Покрытие асфальт
Длина дорожки 13,6 км
55°45′39″ с. ш. 37°25′21″ в. д.HGЯO

Крыла́тское (велотрасса) — Олимпийская кольцевая велотрасса на Крылатских холмах, предназначенная для занятий велоспортом в летнее время года. Строительство велотрассы было приурочено к Летним Олимпийским играм 1980 года. Длина велотрассы составляет 13,6 километров, включая километровую финишную прямую, ширина которой составляет 14 метров.

История

Велотрасса расположена в московском районе Крылатское. На этом месте ранее располагались каменоломни, однако перед Олимпиадой 1980 года были насыпаны искусственные склоны и были построены спортивные объекты — велодорога, велотрек, гребной канал, поле для стрельбы из лука. Строительный чертёж от 1976—1979 годов отображает расположение финишной прямой между тогда ещё существовавшими деревнями Крылатское и Татарово. Для строительство велодороги снесли две деревни и птицефабрику[1].

Олимпийская кольцевая велотрасса была сооружена в 1979 году на Крылатских холмах, вблизи к Крылатской улице, к XXII Летним Олимпийским Играм, проходившим в Москве. Строительство было заказано Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, а построено — Министерством транспортного строительства. Впоследствии на трассе проводили чемпионат Европы, молодёжный чемпионат мира, этапы ежегодной многодневки «Пять колец Москвы», чемпионаты России и другие гонки. Других подобных велотрасс в России нет[2][1].

Характеристика

Установка забора вдоль велотрассы в Крылатском
Часть велотрассы, 2018 год

Велотрасса входит в состав спортивного комплекса в Крылатском, занимающего территорию в 957 гектаров. Около половины трассы приходится на подъёмы и спуски с крутизной от 5 до15 градусов, при этом осуществляется суммарный подъём на одном кольце до 240 метров. Трасса рассчитана на скорость до 70 км в час. При её строительстве удачно использован сложный рельеф местности: трасса включает в себя около сотни резких и плавных поворотов, а также многочисленные подъёмы с различным уклоном. Кольцевая велотрасса начинается у крытого велотрека в Крылатском затяжным подъёмом (неофициальное название — «Сочи»), ведущим на плато в сторону Рублёвского шоссе, а затем огибает систему оврагов, повторяя рельеф местности (уклоны в 5-15 %) и создавая условия для интенсивной работы спортсменов. Далее лента шоссе появляется на бровке склона над треком, уходит вниз и, вновь поднимаясь, повторяет изгибы местности до выхода на финишную прямую.

  • Длина: 13,6 км[1].
  • Ширина: 7 метров[3]
  • Движение: одностроннее (по часовой стрелке)[4].
  • Суммарный подъём на 1 круг: 240 метров[5].
  • Покрытие велотрассы — асфальт[3].
  • Финишная прямая:
    • Длина: 1 километр (входит в общую длину 13,6 км.)
    • ширина: 14 метров[6].

Судебные тяжбы

До 2002-го трасса принадлежала Московской федерации профсоюзов, а затем перешла во владение всесезонного спортивного комплекса «Лата Трэк». Спустя два года правительство Москвы подало иск к «Лата Трэк», утверждая, что регистрация права собственности была незаконной и трасса принадлежит городу. Суд не удовлетворил требование правительства[2].

RIAN archive 823764 Road bicycle racing, Krylatskoye cycling track.jpg

В 2007 году на земельном участке, где находится велодорога, происходило межевание. По мнению представителей «Лата Трэк», во время межевания границы участков были опеределены неправильно и в итоге около 2-х километров дороги (общая длина которой составляет 13,6 километров) оказались на соседних участках. В 2017-м один из таких участков с частью велотрассы был сдан департаментом городского имущества Москвы в аренду обществу «Медикал Эстейт», которым управляет инвестиционная компания Millhouse, принадлежащая Роману Абрамовичу[2][7]. На смежном участке «Медикал Эстейт» планирует строительство многоуровневой парковки, на крыше которой разместят всесезонный бассейн, на первом этаже оформят прокат лыж, велосипедов, ремонт спортивного оборудования и кафе[8]. В 2018 году на компанию «Лата Трэк» был подан иск от Millhouse на признание части велодороги «самовольной постройкой» и демонтировать ее. Через месяц был подан иск и от департамента городского имущества Москвы, который стремится признать велодорогу «некапитальным сооружением»[2][9]. Часть финишной прямой велотрассы проходит по сданной «Медикал Эстейт» территории, поэтому компания требует от «Лата Трэк» убрать части асфальта, являющиеся расширением дороги в части финишной прямой, и признать, что у «Лата Трэк» нет права собственности на эти 1200 метров[1].

25 июля 2020 года в Москве прошла акция в поддержку велотрассы в Крылатском, участники которой «обняли» велотрассу, в ходе массового велопробега-тренировки замкнув сквозное живое кольцо через Большое и Малое её кольца[10].

Велотрек

Крытый велотрек, 2008 год

28 декабря 1979 года был открыт первый в СССР крытый велотрек, ставший самым большим в мире велодромом. Здание велотрека имеет форму эллипса и отличается динамической композицией, размеры пролётов здания по осям составляют 168 на 138 метров. Велотрек расположен по другую сторону Крылатской улицы, между Крылатскими холмами и Гребным каналом. Площадь кровли велотрека составляет 17,5 тысяч квадратных метров, а трибуны вмещают до 6 тысячи человек[11] [12][3].

За время существования велотрека на нём было установлено больше 200 рекордов Европы и мира. Только с 1980 по 1989 год там было установлено 121 рекорд СССР[3].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 «Обыкновенное рейдерство»: почему правительство Москвы считает несуществующей велодорогу в Крылатском. Forbes (4 сентября 2020). Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 12 октября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Уникальную велодорогу в Крылатском уничтожат. The Village (3 сентября 2020). Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 10 октября 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История создания велотрека в Крылатском. РИА Новости (28 декабря 2009). Дата обращения: 11 октября 2020.
  4. На велосипеде по Москве. The Challenger. Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  5. История московского велотрека. World Class Magazine (4 апреля 2020). Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  6. Что построят в Крылатском рядом с велотрассой. Подробности проекта. РБК (11 октября 2020). Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  7. Что построят в Крылатском рядом с велотрассой. Подробности проекта. РБК (10 августа 2020). Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  8. Трек-шоу. Коммерсантъ (2 июня 2018). Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 14 октября 2020 года.
  9. Будущее объекта Игр-1980 — олимпийской велодороги в Крылатском — под угрозой. Дата обращения: 20 июля 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  10. В Москве прошла акция в поддержку велотрассы в Крылатском. Коммерсантъ (25 июля 2020). Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
  11. Спортивные сооружения района Крылатское Архивная копия от 25 июля 2015 на Wayback Machine // Официальный сервер внутригородского муниципального образования Крылатское  (Дата обращения: 2 декабря 2013)
  12. Москва: Энциклопедия / Под ред. А. Л. Нарочинского. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с. — 200 000 экз.

Ссылки