Кропоткинская (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кропоткинская»)
«Кропоткинская»
Сокольническая линия
Сокольническая линия
Московский метрополитен
Metro MSK Line1 Kropotkinskaya.jpg
Район Хамовники
Округ ЦАО
Дата открытия 15 мая 1935 года
Проектное название «Кропоткинские ворота»
Прежние названия «Дворец Советов» (до 8 октября 1957 года)
Проекты переименования Пречистенка (1991, 1992), Храм Христа Спасителя (???), Патриаршая (2008)
Тип Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 13
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг
Архитекторы вестибюлей западного: С. М. Кравец, восточного: А. К. Рыжков (1961 год)
Инженеры‑конструкторы Н. А. Кабанов
Станцию возвело Дистанция № 6 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Л. Миткин, Х. Шмидт)
Переходы на станции Moskwa Metro Line 8.svg Волхонка (проектируется)
Выход к улицам Гоголевский бульвар, площадь Пречистенские ворота, Гагаринский переулок, Волхонка, Всехсвятский проезд, Пречистенка, Остоженка
Наземный транспорт А: м5, м6, с755
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 012
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияКропоткинскаяMoscow metro ring railway map ru sb future.svg
Перейти к шаблону «Сокольническая линия» 
Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-2 Переход на станцию «Ленинградский вокзал» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Пассажирская-Казанская» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-4
Красные Ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный Ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Тропарёво
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Румянцево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Саларьево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Филатов Луг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Прокшино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ольховая
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Коммунарка

«Кропо́ткинская» (до 1957 года — «Дворец Советов») — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена в районе Хамовники (ЦАО). Названа по площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские Ворота и улица Пречистенка). Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. В перспективе будет связана пересадкой с проектируемой станцией «Волхонка» на Калининско-Солнцевской линии.

История

Весной 1934 года архитектор Я. Г. Лихтенберг, работавший в архитектурном бюро Метростроя, привлёк своего товарища студенческих лет архитектора А. Н. Душкина к созданию проекта станции «Дворец Советов». Вместе они разработали проект станции, который был основан на архитектуре Древнего Египта — подземных безоконных постройках, освещаемым лишь масляными плашками вверху колонн. В первых числах августа 1934 года проект был утверждён. В чрезвычайно короткий срок авторами были сделаны рабочие чертежи, многие из которых прямо в карандаше передавались на стройку[1].

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».

Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1958 год), а также проект был удостоен Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

Название

Проектным названием станции было «Кропоткинские ворота», однако с открытия и до 8 октября 1957 года она называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году храма Христа Спасителя планировалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён. Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года), бассейн закрыт.

В 1957 году станция получила название «Кропоткинская» по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские Ворота и Пречистенка), названных в честь Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921) — географа и путешественника, теоретика анархизма, родившегося в этом районе.

В 1991 году станцию предлагали переименовать в «Пречистенку»[2].

5 декабря 2008 года, в день кончины патриарха Алексия II, общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию в «Патриаршую»[3].

Расположение и вестибюли

Расположена между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Парк культуры». Находится на территории района Хамовники Центрального административного округа Москвы.

Имеется наземный вестибюль полуциркулярной формы в виде арки, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравеца и расположенный в начале Гоголевского бульвара. Через него осуществляется выход к Гоголевскому бульвару, площади Пречистенские ворота и Гагаринскому переулку. В 1997 году вместе с Храмом был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы (архитектор А. К. Рыжков) — на улицу Волхонка, Всехсвятский проезд, и к самому Храму Христа Спасителя. В дни крупных религиозных событий (рождественское и пасхальное богослужение в ХХС, а также в случае приезда в храм зарубежных православных святынь) северный вестибюль работает только для входа прихожан Храма Христа Спасителя; выход в город разрешается только священнослужителям храма.

Архитектура и оформление

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Станция рассчитана на большой пассажиропоток, но в настоящее время её огромный зал загружен слабо. Архитектор станции — А. Н. Душкин.

Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым уральским мрамором «коелга» (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Светильники вмонтированы в капители в верхних частях колонн. Стены кассового зала облицованы марблитом.

Культура

В 2005 году Банк России тиражом 10 000 экземпляров в рамках серии «Памятники архитектуры России» выпустил серебряную памятную монету «Станция метро „Кропоткинская“» номиналом 3 рубля.

Ночью 16 мая 2010 года на станции проходил ночной концерт камерного оркестра «Kremlin»[4]. Также в 2010-х годах на станции прошли несколько концертов с участием хора РГГУ; лестница в северном торце была использована для расстановки хора, перед ней был расположен оркестр; в 2017 году данный концертный формат в связи с созданием хора Московского метрополитена, руководитель которого сохранил пост руководителя хора РГГУ, переехал на станцию «Деловой центр» Солнцевской линии.

Станция в цифрах

  • Код станции — 012.
  • В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 42 200 человек, по выходу — 41 900 человек.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[5]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Библиотека имени Ленина»
05:54:00 05:54:00
05:54:00 05:54:00
В сторону станции
«Парк культуры»
05:44:00 05:44:00
05:44:00 05:44:00

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[6]:

Перспективы

В дальнейшем из центра зала планируется построить переход на будущую станцию «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии.

См. также

Примечания

  1. Татаржинская Я. У истоков подземного зодчества. // «Метрострой», № 3, 1981 Архивная копия от 19 ноября 2016 на Wayback Machine. С. 27-29.
  2. А будет — Остоженка//Вечерняя Москва № 224 от 13 ноября 1991
  3. Представители общественности предлагают в память об Алексии II переименовать станцию «Кропоткинская» в «Патриаршую», Интерфакс (5 декабря 2008 года). Архивировано 13 апреля 2014 года. Дата обращения 5 декабря 2008.
  4. из Программы мероприятий на сайте Департамента культуры города Москвы, файл doc http://www.mosdepkultura.ru/docs/2010_noch.doc Архивная копия от 24 мая 2010 на Wayback Machine
  5. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  6. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.

Ссылки