Крестовоздвиженский монастырь (Москва)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монастырь
Крестовоздвиженский монастырь
Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 годЦерковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год
Страна  Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип общежительный
Первое упоминание 1547 год
Дата упразднения 1814 год
Состояние Снесён

Координаты: 55°45′08″ с. ш. 37°36′22″ в. д.HGЯO

Крестовоздвиженский монастырь — находился в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году.

Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Предполагают, что в XIV веке на месте будущего монастыря находился небольшой лес среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название[1].

История

Строительство

Воскресенская летопись сообщает, что в 1540 году в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения Креста Господня. Их встречали будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом, а в память этого события был поставлен деревянный храм.

Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи под 1547 годом в связи со страшным пожаром, распространившимся именно из этого монастыря.

Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, пришёл он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чём плакал Блаженный, но утром открылась причина его слёз: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре».

В 1550-х годах после пожара возвели новую церковь. К 1701 году она обветшала, и игумен Макарий подал прошение о постройке новой.

В 1810 году в Московский Крестовоздвиженский монастырь был назначен новый архимандрит Геннадий (Шумов), который вскоре скончался, не дожив до вторжения французских войск в Россию.

В 1812 году перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Неприятель бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом.

Розанов Н. История московского епархиального управления — М., 1871. — Ч. З. — Кн. 2.

В 1812 году монастырь, по одним сведениям, почти не пострадал, а по другим — пострадал так, что из-за этого и был упразднён[2]. Известно наверняка, что он был разграблен захватчиками.

По упразднении монастыря в 1814 году соборный храм монастыря стал обыкновенным московским приходским храмом.

В 1820 году на территории бывшего монастыря были построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.

В 1848—1849 годы архитектором Петром Бурениным была построена шестиярусная колокольня.

В 1899 году на территории бывшего монастыря было найдено погребение 1538 года.

Соборная церковь

Храм начали возводить в 1701 году, но его завершение затянулось из-за запрета на каменное строительство в Москве по указу Петра I. К 1711 году освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, окончили отделкой только в 1726 году. Это была одна из последних построек московского барокко, а в пределах центральной части города — единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычно развитым. Такое решение стало возможным потому, что храм ставился посреди сравнительно просторного монастырского двора, и архитектор был свободен в выборе композиции. Возможно, завершение замышлялось иным, но заканчивали постройку спустя почти четверть века после закладки, в пору господства иного стиля.

В храме было устроено две главных престола и четыре — в приделах. Главный престол (освящён 14 сентября 1728 года) находился наверху с приделами преподобного Сергия (1858) и великомученицы Параскевы (1858). Стенопись верхнего храма датировалась концом XVIII века. Внизу находился престол Успения Пресвятой Богородицы (освящен 10 сентября 1711 года) с приделами Марии Магдалины (1785) и Николая Чудотворца (1848). Придел Николая Чудотворца был освящён в память упразднённой в 1838 году церкви Николы в Сапожке. Иконы и утварь из упразднённой церкви были перенесены в Воздвиженскую. В нижней Успенской церкви иконостас был устроен в 1836 году, кессонированные своды выполнены в 1785 году.

В храме венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин, был похоронен государственный канцлер М. И. Воронцов.

Святыни

В главном иконостасе середины XVIII века сохранялись немногие образа из иконостаса 1680 года кремлёвского храма Двенадцати апостолов, переданные при его переделке в 1723 году, а также более древние иконы оттуда же, как «Богоматерь в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа» (1655)[3].

Разрушение

В конце 1920-х годов принадлежала иосифлянской общине. Священник Крестовоздвиженской церкви Александр Сидоров в 1931 году был арестован и погиб в концлагере в Кеми.

В 1931 году григорианский митрополит Московский Борис (Рукин) добился передачи ему этого храма[4]. В 1934 году церковь была снесена.

На месте церкви была выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х годах обнаружили слой речного песка в локоть толщиной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.

До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причём при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, — всё это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку.

В 1935 году Воздвиженка была сначала переименована в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), в 1946 году — в улицу Калинина, в 1963 году стала частью Калининского проспекта.

Настоятели

Игумены
  • Иоасаф (упом. 1563)
  • Никон (упом. октябрь 1567)
  • Иаков (2 мая 1588 — ?)
  • Иона (упом. 1598)
  • Тихон (упом. 1615)
  • Боголеп (упом. 1623)
  • Иосиф (упом. 1645)
  • Варлаам (упом. 1646 — упом. 1647)
  • Серапион (1649 — 14 ноября 1651)
  • Иосиф (30 декабря 1651 — ?)
  • Моисей (упом. 1653 — упом. 1654)
  • Геннадий (упом. 29 октября 1655)
  • Иосиф (упом. 1659 — упом. 1660)
  • Арсений (1661 — 12 марта 1665)
  • Тихон (1665—1670)
  • Пахомий (упом. 1673—1674)
  • Тихон (1674 — упом. 1675)
  • Никифор (1676—1680)
  • Ефрем (1680—1688)
  • Варлаам (1689—1692)
  • Сергий (1698 — 29 августа 1700)
  • Сильвестр (1700—1706)
  • Макарий (упом. 1709 — упом. 1726)
  • Макарий II (Ченцов) (упом. 1728)
  • Исаакий (1731—1740)
  • Фаддей (Кокуйлович) (1741— 1742)
  • Феофил (1746 — упом. 1748)
  • Варсанофий (1750—1759)
  • Александр (1763)
  • Вениамин (1763—1771)
  • Филипп (Родионов) (23 декабря 1771—1775)
  • Серапион (Александровский) (10 марта 1775 — 27 января 1776)
  • Иоасаф (Заболотский) (1776 — 1 февраль 1778)
  • Иосиф (6 января 1778—1781)
  • Ириней (Клементьевский) (сентябрь 1782 — 9 декабря 1783)
  • Гедеон (Замыцкий) (9 декабря 1783—1785)
Архимандриты

Примечания

  1. Паламарчук, 2004, с. 177.
  2. Воздвиженский, или Крестовоздвиженский, монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. — М., 1917.
  4. Мазырин А., свящ. Последнее дело и смерть «Митрополита Московского» Бориса (Рукина): К вопросу о его самоубийстве // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. — 2014. — Вып. 2 (57). — С. 90—97.

Литература

  • Журнал Московской Патриархии. — 1977. — № 8. — С. 77.
  • Крестовоздвиженская церковь в бывшем Крестовоздвиженском монастыре в Москве : Ист. очерк / сост. диак. Н. Кедров. — М.: Тип. О-ва распространения полез. кн., 1893. — [4], 125 с. : ил.; 23 с.
  • Машков И. П. Спутник зодчего по Москве. — М., 1895.
  • Новые мученики Российские / Сост. прот. М. Польский. — Джорданвилль, 1957. — Т. 2. — С. XIIL.
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. — М., 2004. — Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — 744 с, 16 л. илл. с. — ISBN 5-7119-0013-7.
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 380 с., илл. — ББК: 85.113 (22)1.
  • Розанов Н. П. История московского епархиального управления. — М., 1871. — Ч. З, кн. 2.
  • Путеводитель Машкова. — С. 176 и XXXVIII.
  • Солоухин В. А. Письма из Русского музея. — М., 1967. — С. 14.
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. — М., 1959. — С. 142.

Ссылки