Крейсера проекта 69

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Крейсера проекта 69
Линейный крейсер «Кронштадт» на стапеле завода им. Марти, Ленинград, 1942Линейный крейсер «Кронштадт» на стапеле завода им. Марти, Ленинград, 1942
Проект
Страна
В строю Не достроены, не эксплуатировались
Основные характеристики
Водоизмещение 35 250/41 540 тонн
Длина 250,5/240 м
Ширина 31,6 м
Осадка 8,88/9,45 м
Бронирование Пояс — 230 мм,
башни главного калибра — 330 мм,
палуба — 90 + 30 мм
Двигатели 12 паровых котлов 7у-бис,
3 ТЗА Brown, Boveri & Cie
Мощность 210 000 л. с. (154,5 МВт)
Движитель 3
Скорость хода 33 узла (61,1 км/ч)
Дальность плавания 8200 миль на скорости 14,5 узлов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 1037 человек
Вооружение
Артиллерия 3 × 3 — 305-мм Б-50
4 × 2 — 152-мм
Зенитная артиллерия 4 × 2 — 100-мм
7 × 4 — 37-мм орудий 46-К
4 × 2 — 12,7 мм ДШК
Авиационная группа 2 гидросамолёта КОР-2

Крейсера проекта 69[1] (тип «Кронштадт») — тип линейных крейсеров советского ВМФ, по официальной советской классификации обозначался тяжёлым крейсером.

Разработка проекта

Разработка проекта началась в середине 1930-х гг. Согласно требованиям командования Морских Сил РККА корабль предназначался для борьбы с крейсерами противника, поддержки лёгких сил и действий на коммуникациях. Эскизный проект был закончен в июне 1938 г. Предусматривалось водоизмещение 24450 тонн, скорость 33,3 узла, бронирование: 140 мм — пояс, 210 — башни главного калибра, 80 мм — палуба. Вооружение включало в себя 9 — 305 мм орудий, 8 — 152 мм, 8 — 100 мм, 24 — 37 мм, а также 2 трёхтрубных торпедных аппарата (533 мм).

Советским военно-морским руководством изначально планировалось иметь в составе ВМФ СССР не просто аналоги тяжёлых крейсеров, имевшихся на вооружении флотов США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, а истребители тяжёлых крейсеров (в том числе германских типа «Дойчланд»)[2], способные бороться на равных с кораблями аналогичного подкласса (линкорами типа «Шарнхорст», французским линкором «Дюнкерк»[3] и японскими линейными крейсерами типа «Конго»)[4].

Окончательный вариант

После получения данных об основных тактико-технических элементах германских линейных крейсеров типа «Шарнхорст» было принято решение переработать проект. В окончательном варианте были приняты следующие характеристики:

Водоизмещение — 35 250/41 540 тонн

Мощность силовой установки — 201 000 л. с.

Скорость — 33 узла

Дальность плавания — 8300 миль

Бронирование: пояс — 230 мм, угол наклона 6°, носовой травез — 330 мм, башни главного калибра — 330 мм, палуба — 90 + 30 мм. Противоминная защита — американского типа («слоистого» типа с булями) и состояла на бо́льшей части длины из пяти продольных переборок из мягкой судостроительной стали. Обшивка буля была 11-мм толщины, дальше шли переборки 7; 16; 14; 18 и 10-мм толщины. В районе цитадели общей глубиной 6 м, что несколько больше, чем на взятой за образец «Норт Кэролайн». Испытания, проводившиеся с июля 1940 года по февраль 1941, уставили, что данная конструкция выдерживает контактный взрыв 400 кг заряда.

Вооружение: 9- 305-мм, 8- 152-мм, 8 — 100-мм, 28 — 37-мм орудий 46-К.

Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоустановки до мощности 230 000 л. с. и достижения скорости до 34 узлов.

Главный калибр

Немецкая фирма «Крупп» предложила советскому правительству приобрести шесть двухорудийных 380-мм башен для двух тяжёлых крейсеров проекта 69 «Кронштадт». В ноябре 1940 года договор был подписан. Платежи были осуществлены, однако орудий советская сторона так и не получила.

В качестве главного калибра планировались 305-мм пушки Б-50, разрабатывавшиеся заводом «Большевик». Длина ствола должна была составить 55 калибров, масса снаряда 470 кг, начальная скорость снаряда — 900 м/с, максимальная дальность стрельбы — 47,58 км. Орудия предполагалось разместить в трёхорудийных башнях МК-15.

Строительство

Проект был утверждён 13 июня 1939 г. Первые два крейсера были заложены в декабре 1939 г. — «Кронштадт» в Ленинграде, «Севастополь» в Николаеве. Предполагалось сдать корабли флоту в 1943 г., а всего планировалось построить 15 крейсеров данного типа. Однако строительство шло с большими затруднениями ввиду неготовности многих планируемых к установке на крейсера систем, прежде всего артиллерии главного калибра.

Строительство «Кронштадта» прекратили 10 августа 1941 г. при готовности 13 %. Во время обороны Ленинграда частично разобран на металл для строительства укреплений, к концу войны готовность составила около 7 %. «Севастополь» был захвачен немецкими войсками 16 августа 1941 г. при готовности 12 % и частично разобран на металл оккупантами. К моменту освобождения Николаева готовность составила около 4 %. Кроме того, оставшиеся конструкции имели большую деформацию вследствие подрыва стапеля немцами. В послевоенный период достройку крейсеров признали нецелесообразной.

Проект 69И

Строительство крейсеров проекта 69, начатое без достаточного технического задела вскоре столкнулось с большими проблемами. Двухорудийные башни для артиллерии калибра 152-мм и 100-мм не существовали даже в виде опытных образцов, 37-мм счетверённые автоматы поступили на испытания лишь в июне 1941 г. Особое беспокойство вызывало отставание в разработке артиллерии главного калибра.

После заключения советско-германского пакта о ненападении 1939 г. появилась возможность закупить артиллерию в Германии. В частности, немецкая фирма «Крупп» предложила СССР шесть двухорудийных башен оснащённых 380-мм орудиями SKC/34, ставшими ненужными после прекращения строительства линейных крейсеров типа «O». Предлагавшиеся орудия стреляли 800-кг снарядом на дальность 35,6 км, с начальной скоростью 820 м/с. Также предлагались и соответствующие приборы управления огнём.

По личному указанию И. В. Сталина проект был переработан под германскую артиллерию и получил название 69И (иностранный). В результате проект пришлось значительно переделать, стандартное водоизмещение возросло до 36240 т., скорость снизилась до 31 узла. Сокращение числа орудий главного калибра с 9 до 6 имевших также меньшую скорострельность, компенсировалось существенно большим поражающим действием 380-мм снаряда и увеличением зоны выгодных боевых дистанций.

Единственное орудие SKC/34 было поставлено в СССР осенью 1940 г. для испытаний. Поставки серийных орудий и башен планировались с октября 1941 г.

Одновременно советская сторона запрашивала Германию о возможности поставок 150-мм и 105-мм орудий в башенном и щитовом вариантах, но до закупок не дошло в связи с началом Великой Отечественной войны.

Оценка проекта

К несомненному достоинству проекта следует отнести артиллерию главного калибра. Предлагаемая для крейсеров пушка Б-50 отличалась высокими баллистическими характеристиками. К сожалению, к 22 июня 1941 г. это орудие существовало только на бумаге, а башня МК-15 была представлена лишь деревянным макетом, что привело к появлению проекта 69И. Система управления огнём фактически не позволяла реализовать большую дальнобойность Б-50 при стрельбе по морским целям.

К числу недостатков проекта следует отнести:

  • Наличие двух калибров вспомогательной артиллерии — противоминного и зенитного вместо одного универсального;
  • Общую слабость средств ПВО;
  • Недостаточную скорость хода (в результате перегрузки она снизилась до 32 узлов), не позволявшую гарантированно догнать тяжёлые крейсера, борьба с которыми считалась одной из главных задач крейсеров проекта 69.

«Аляска», «Кронштадт» и проектировавшиеся немецкие и японские «большие крейсера» заметно уступают как «Дюнкерку», так и «Шарнхорсту». Самым гармоничным проектом является французский «Страсбург», который признавался более сильным даже на основании проводившихся в СССР и США весьма условных тактических игр.

См. также

Примечания

  1. Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — С. 39 и др.. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3.
  2. Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — С. 6. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3.
  3. Систершип Дюнкерка Страсбург считался советским руководством полноценным линкором
  4. Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — С. 39,42. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3.

Литература

  • Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 112 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3.
  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005. — ISBN 5-699-14176-6.
  • Широкорад А. Б. Флот, который уничтожил Хрущёв. — М.: АСТ, 2004.
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей 1941—1945. — СПб.: Полигон, 2002.
  • Краснов В. Крейсера типа «Кронштадт». // Морской сборник. — 1990. — № 8. — С.54—56.

Ссылки