Краматорск (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Краматорск
Линия Славянск-Горловка
Линия Краматорск-Бахмут
Линия Ясиноватая-Лиман
Донецкая железная дорога
ВокзалВокзал
48°43′34″ с. ш. 37°32′35″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Краснолиманское отделение
Дата открытия 1868[1], 153 года
Прежние названия Краматорская
Тип Грузовая
Классность Вокзал и станция 1 класса
Количество платформ 3
Количество путей 34
Тип платформ низкая
Форма платформ прямая
Длина платформ, м

1 платформа 533 м; 2 платформа 433 м;

3 платформа 593 м;
Ширина платформ, м 1 платформа 23,5 м;2 платформа 7 м;3 платформа 7 м.
Электрифицирована 1960
Ток постоянный, 3 кВ
Архитекторы В. М. Сыромятников
Выход к улицам Школьная, Коммерческая, Триумфальная, Железнодорожная
Расположение Краматорск
Расстояние до Киева 650 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Донецка 95 км Яндекс.Расписания
Код станции укр. 49180
Код в «Экспресс-3» 2214110

Крамато́рск — главная пассажирская и грузовая железнодорожная станция города Краматорска. Относится к Лиманскому отделению Донецкой железной дороги, Константиновской дистанции пути. Находится в Старом городе.

Станция расположена на проходящей с севера на юг двухпутной электрифицированной железной дороге на ветке «Ясиноватая — Славянск». К юго-востоку от станции отходит однопутная неэлектрифицированная ветка к станции Артёмовск I. На север (после ст. Шпичкино), отходит однопутная элекрифицированная ветка на ст. Лиман. По типу работы является грузовой станцией 1 класса.

История

Станция открыта в 1868 году. В сентябре 1868 года при строительстве Курско-Харьково-Азовской железной дороги к югу от Славянска около села Белянское был построен разъезд и полустанок (полустанция). Дорога была одноколейной и разъезд был необходим, чтоб могли разминуться поезда между двух станций — Славянском и Дружковкой.

Официально движение на отрезке Лозовая — Никитовка открыто в декабре 1869.

В 1869 году управление железной дороги при станции открыло училище для детей работников станционных служб, почты и телеграфа.

В 1875 году название Краматорская впервые упомянуто в Почтовом дорожнике Российской империи (с. 21, 229).

В 1878 году от станции была проложена линия до Попасной через Бахмут (движение по ней официально было открыто 1 декабря). В этом же году администрация владельца этой линии Донецкой Каменноугольной железной дороги открыла здесь больницу.

В 1879 году завершено строительство каменного здания вокзала и двухэтажного служебного здания.

С 1885 году встречается также название станции «Краматоровка».

Со строительством около станции в 1887 году завода огнеупоров началось развитие промышленности и самого будущего города Краматорска.

Вокзал станции Краматорская в начале XX века
Перейти к шаблону «Славянск — Константиновка» 
1033,1
Славянск
локомотивное депо
Славянск-Ветка
Лиман
24,7
Имени Кожушко
ул. Дарвина
ул. Гончарная
р. Сухой Торец
Славянск
Славянский район,
1035,6
Совхоз
пгт Андреевка
Краматорск
1037,8
Герасимовка
Лиман
1040,2
Ясногорка
1042,0
Шпичкино
завод НКМЗ
1044,2
Завод им. Ленина
завод НКМЗ
ветка НКМЗ — полигон Сухой Яр
1045,8
Ворота КМЗ
р. Маячка
цементный завод «Пушка»
Краматорский металлургический завод
1046,2
Краматорск
завод СКМЗ
ул. Народная Т 0514
Бахмут
ул. Салтыкова-Щедрина
р. Бычок
1048,6
Прокатчик
ул. Бурятская
1051,3
Пчёлкино
1053,1
Малотарановка
Дружковское рудоуправление
р. Казённый Торец
Краматорск
Дружковка
1057,9
1057 км
ул. Богдана Хмельницкого
Дружковский метизный завод
1058,6
Дружковка
Дружковка
Константиновский район
1062,6
1063 км
Константиновский район
Алексеево-Дружковка
ул. Пальмиро Тольятти
Кондратьевский огнеупорный завод
1066,6
Кондратьевка
Алексеево-Дружковка
Константиновка
Северный путепровод Н 20
1073,4
Дмитриевка
1077,0
Константиновка
Ясиноватая, Никитовка

1 января 1894 года ветка Донецкой каменноугольной дороги до станции Варварополье вошла в состав Курско-Харьково-Азовской ж/д.[2].

1914 год — одноклассное училище при станции стало трёхлетним.

23 сентября 1943 года — через станцию прошел первый послевоенный поезд.

В 1952 году вместо разрушенного в годы войны здания вокзала по проекту архитектора В. М. Сыромятникова было построено новое.

В 1960 году участок Славянск — Иловайское вместе с Краматорской был электрифицирован постоянным током 3 кВ.

В 1970 году станция Краматорская переименована в Краматорск[1].

В марте 1985 года, в результате наводнения, станция ненадолго оказалась затопленной.

С июня по июль 2014 года приостановлено движение из-за боевых действий.

В начале августа 2014 года восстановлено движение через станцию Краматорск.

19 августа 2014 года — после масштабной реконструкции (с мая 2013 года) открыто здание вокзала.

В 2018 году станция Краматорск отпраздновала 150 летний юбилей. Почётные железнодорожники получили награды. На станции установили памятную табличку «Станции Краматорск 150 лет!»

Станция в наши дни

В данный момент на станции 3 платформы и порядка 40 путей. По типу станция является грузовой 1 класса. Пассажирского и локомотивного депо не имеет. Новый вокзал построен по европейским стандартам и работает круглосуточно. До вокзала можно добраться на автобусах или троллейбусах. На станции присутствуют все коммуникации. От станции Краматорск можно добраться до многих станций, включая областные центры: Харьков, Полтаву, Одессу, Днепр, Кропивницкий, Львов, Ивано-Франковск, Сумы и Киев.

Обстрел вокзала Краматорска

8 апреля 2022 года во время спецоперации по денацификации Украины вокзал Краматорска был подвергнут ракетному обстрелу со стороны Украины, в результате чего 57 человек погибло[3].

Пассажирское движение по станции (дальнее сообщение)

До начала вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014-м году на станции останавливалось 18 пар пассажирских и столько же пригородных поездов. Существовало прямое сообщение с Москвой, Витебском, Адлером, Кисловодском, Хмельницким, Львовом, Мариуполем, Донецком, Луганском.

По состоянию на март 2020 года по станции курсировало 5 пар пассажирских поездов:

  • 1/2 Константиновка — Ивано-Франковск (через день);
  • 91/92 Константиновка — Одесса (ежедневно);
  • 123/124 Константиновка — Киев (ежедневно);
  • 125/126 Константиновка — Киев (ежедневно);
  • 711/712 (Интерсити+) Константиновка — Киев (ежедневно).

В период с 2017 по 2019 г. также курсировал поезд:

  • 787/788 «Столичный экспресс» Полтава — Харьков — Константиновка (ежедневно).

Пассажирское движение по станции (пригородное сообщение)

До начала вооружённого конфликта на востоке Украины курсировали прямые электропоезда в города Донецк, Горловка, Мариуполь, Ясиноватая, Иловайск, Волноваха.

По состоянию на 2020 год сообщение осуществляется до станций: Фенольная, Лиман, Изюм, Лозовая, Харьков, Константиновка.

Курсирование поездов на участке Фенольная — Скотоватая было открыто 30 декабря 2019 года (было приостановлено с 2014-го года)[4].

Фото

Примечания