Котэцу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Котецу»)
Котецу
甲鉄
фото 1865 года.фото 1865 года.
Служба
 Япония
Название Котецу
Оригинальное название 甲鉄
Класс и тип судна Броненосец
Изготовитель Бордо, Франция
Строительство начато 1863 году
Спущен на воду 21 июня 1864 года
Введён в эксплуатацию 3 февраля 1869 года Япония
Выведен из состава флота 22 января 1888 года
Основные характеристики
Водоизмещение 1358 тонн (BM)
Длина 193,5 футов (59 м)
Ширина 31,5 футов (9,6 м)
Осадка 14,3 футов (4,34 м)
Бронирование от 89 до 124 мм (от 3,5 до 4,9 дюйма), башни 124 мм (4,9 дюйма)
Мощность 1200 л. с.
Скорость хода (19,4 км/ч)
Экипаж 675 матросов и офицеров
Вооружение
Артиллерия

1 × 300 pdr (136 кг) Армстронг

2 × 70 пдр (32 кг) Армстронг

Котецу (яп. 甲鉄, буквально «Броненосец»), позже переименован в Адзума (東 , «Восток») — первый броненосец Императорского флота Японии. Построенный в Бордо, Франция в 1864 году для военно-морских сил Конфедеративных Штатов Америки, под именем CSS Stonewall, позже был передан правительством США в феврале 1869 Японии. Корабль сыграл решающую роль в военно-морской битве в заливе Хакодате в мае 1869 года, которая ознаменовала конец войны Босин и с объединением страны начала эпохи реставрации Мэйдзи.

Однотипный с ним корабль Хеопс был продан Прусскому флоту, став «Принцем Адальбертом».

История

Постройка корабля под названием Sphinx началась в 1863 году на французской верфи «Л. Арман и братья». Официально считалось, что он строится для Египта. Корабль железный набор и деревянную обшивку. Броня имела толщину от 89 до 120 мм, палубного бронирования не было. Носовая часть имела сильно выступавшее вперед таранное образование. Первоначально корабль получил парусное вооружение брига, также имелось две паровые машины. Вооружение размещалось в двух казематах.

Под давлением властей США в феврале 1864 года официально продажу броненосца Конфедерации, после чего корабль был продан Дании. В ноябре 1864 года он прибыл в Данию, но в январе 1865 года на его борт прибыла команда флота Конфедерации. Корабль официально переименовали в Stonewall (в честь генерала Джексона «Каменной Стены»). 6 мая 1865 года броненосец достиг Нассау на Багамских островах. Однако к этому моменту Конфедерация уже практически проиграла гражданскую войну, поэтому 13 мая 1865 года корабль прибыл в Гавану, где командир продал его испанским властям Кубы.

Правительство США выкупило броненосец, и он отправлен в док Вашингтонской военной верфи, где простоял два года.

В 1867 году его пожелало приобрести правительство японского сёгуната Токугава. 24 апреля 1868 года броненосец с американской командой прибыл в Иокогаму и был переименован в «Котецу». Однако в связи с началом гражданской войны Босин американцы вновь подняли на броненосце свой флаг и заявили, что не будут передавать корабль ни одной из сторон до окончания конфликта. Лишь в феврале 1869 года «Котецу» был передан победившему правительству императора Мэйдзи, после чего немедленно возглавил флот, направленный к острову Хоккайдо, куда отступили сторонники сёгуната. В конце апреля 1869 года императорский флот начал обстрел береговых укреплений острова, а в мае 1869 года броненосец участвовал в бою с флотом Республики Эдзо, которую провозгласил командующий флотом сёгуната Эномото Такэаки. После этого республика Эдзо пала, гражданская война в Японии завершилась.

7 декабря 1872 года «Котецу» был переименован в «Адзума». В феврале 1874 года броненосец участвовал в подавлении самурайского восстания в префектуре Сага на острове Кюсю, а в мае–июне того же года он участвовал в карательной экспедиции против аборигенов на Тайване. 19 августа 1874 года во время тайфуна броненосец был выброшен на мель в Кагосиме, после чего прошёл ремонт. В 1877 году, во время Сацумского восстания самураев на Кюсю, броненосец был отправлен для дозорной службы во Внутреннее море.

В 1880-х годах корабль был перевооружён: с него сняли устаревшие дульнозарядные пушки и разместили на верхней палубе четыре новых 96-мм казнозарядных орудия с броневыми щитами.

28 января 1888 года устаревший броненосец был выведен из боевого состава японского флота, но ещё некоторое время служил в качестве блокшива[1].

CSSStonewallBow.jpg
CSSStonewall2.jpg
CSSStonewall3.jpg
План
Морская битва в бухте Хакодате, май 1869 года. На переднем плане — военные корабли Касуга и Котецу Японского Императорского Флота.

Примечания

  1. Загадочный «Сфинкс». Дата обращения: 4 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.

Литература

  • End of the Bakufu and Restoration in Hakodate 函館の幕末・維新 (Japanese). ISBN 4-12-001699-4.
  • Canney, Donald L. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 1993. — Vol. 2. — ISBN 0-87021-586-8.
  • Case, Lynn M. and Warren F. Spencer. The United States and France: Civil War Diplomacy. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1970.
  • Conway's All the World's Fighting Ships 1860–1905 (англ.) / Chesneau, Roger; Kolesnik, Eugene M.. — Greenwich, UK: Conway Maritime Press  (англ.), 1979. — ISBN 0-8317-0302-4.
  • Jentschura, Hansgeorg; Jung, Dieter; Mickel, Peter. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869–1945 (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 1977. — ISBN 0-87021-893-X.
  • Olmstead, Edwin; Stark, Wayne E.; Tucker, Spencer C. The Big Guns: Civil War Siege, Seacoast, and Naval Cannon (англ.). — Alexandria Bay, New York: Museum Restoration Service, 1997. — ISBN 0-88855-012-X.
  • Scharf, J. Thomas. History of the Confederate States Navy from its organization to the surrender of its last vessel. New York: Rogers and Sherwood, 1887; repr. The Fairfax Press, 1977.
  • Silverstone, Paul H. Civil War Navies 1855–1883 (неопр.). — New York: Routledge, 2006. — (The U.S. Navy Warship Series). — ISBN 0-415-97870-X.
  • Still, William N., Jr. Iron Afloat: The Story of the Confederate Armorclads (англ.). — Reprint of the 1971. — Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press  (англ.), 1985. — ISBN 0-87249-454-3.

Ссылки