Козьма Индикоплов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Косьма Индикоплов»)
Козьма Индикоплов
Картина мира по Козьме Индикоплову
Теоретическая модель Вселенной.
Из «Христианской топографии»

Козьма́ Индикопло́в[1] (греч. Κόσμας Ἰνδικοπλεύστης — Козьма, плававший в Индию), или Косьма́ Индикопло́в[2][3] или Косма́ Индикопло́в[4], или Козьма́ Индикопле́вст[5]  — византийский купец, написал между 535 и 547 годом дошедший до нас богословско-космографический трактат «Христианская топография», отвергавший систему Птолемея и отрицающий шарообразность Земли. Его книга написана под влиянием несторианства и позже была особенно популярна на христианском Востоке (православном мире).

В «Христианской топографии» изобразил устройство Земли в виде плоского более продолговатого с запада на восток прямоугольника, в середине которого находится земная твердь, омываемая океаном. Солнце вечером скрывается за конусообразной горой на севере, ночью оно двигается за ней к востоку, чтобы утром взойти вновь. Вверху над небесной твердью в форме двойной арки расположен Рай, где берут начало все крупнейшие реки. Мир по форме напоминает ларец или сундук.

Биография

О жизни самого Козьмы известно очень мало. Родом он был из Александрии, и для своего времени был очень образованным человеком. Кроме Индии, в качестве купца побывал на территории современных Эфиопии (Аксумское царство), Ирана, Аравии и на острове Тапробана (Цейлон). Встречался с императором Юстинианом I.

Закончив «Христианскую топографию», вступил в один из монастырей на Синае. Его труды — уникальные источники раннего Средневековья, дошедшие до нашего времени в более или менее полном объёме.

Согласно мнению, ставшему господствующим после работ де Монфокона и де Лакроза, Козьма был несторианином. В подтверждение этому приводятся собственные слова Козьмы, называющего себя учеником известных последователей Нестория — Мар Абы (принявшего греческое имя Патрикий), Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского и другом несторианского богослова Фомы Эдесского[6]. Рассуждая о Христе и воплощении, Козьма употребляет несторианские формулировки. Косвенным подтверждением также является одобрение им распространения христианства на Восток и непричисление несторианства к ересям. Польская исследовательница В. Вольска-Конюс[pl] полагает, что взгляды Козьмы весьма далеки от более раннего персидского несторианства и слабоотличимы от константинопольской версии православия.

На Руси переводы его «Христианской топографии» появились не позже XIV века.

См. также

Примечания

  1. Мильков В. В. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и содержащаяся в ней космологическая проблематика // Космологические произведения в книжности Древней Руси.СПб., 2009. — Вып. IV (2). — С. 22-30. — ISBN 978-5-98846-053-4.
  2. Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Коллектив авторов под ред. Удальцовой З. В. Культура Византии. IV — первая половина VII в.. — М.: Н, 1984. — С. 467-478.
  3. Редин E. К. Портрет Косьмы Индикоплова в русских лицевых списках его сочинения // Византийский временник. Архивная копия от 9 сентября 2019 на Wayback Machine — Спб., 1906. — Т. XII. — С. 112-131.
  4. Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Архивная копия от 24 марта 2020 на Wayback Machine — Одесса, 1876. — 276 с.
  5. Индикоплевст, Козьма Архивная копия от 24 марта 2020 на Wayback Machine — История геодезии (рус.). История геодезииДата обращения 24 марта 2020.
  6. Удальцова, 1984.

Источники

Литература

  • Гукова С. Н. Карта мира Козьмы Индикоплова // Вспомогательные исторические дисциплины. — Л., 1986. — Т. XVII. — С. 308—321.
  • Илюшина Л. А. К истории суффиксального словообразования отвлеченных имен существительных в книжном языке XVI—XVII веков: (На материале списков XVI—XVII вв. «Христ. топографии» Козьмы Индикоплова) / Акад. пед. наук СССР, Ин-т общ. и политехн. образования. — М.: Просвещение, 1968. — 48 с.
  • Козьма Индикоплевст // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — СПб., 1895. — Т. XVa. — С. 613—614.
  • Лупандин И. Козьма Индикоплов // Католическая энциклопедия. — М.: Изд-во францисканцев, 2005. — Т. II. — Стб. 1147—1148.
  • Мильков В. В. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и содержащаяся в ней космологическая проблематика // Космологические произведения в книжности Древней Руси. — СПб., 2009. — Вып. IV (2). — С. 22 — 30.
  • Орецкая И. А., Попов И. Н. Косма Индикоплов // Православная энциклопедия. — Т. XXXVIII: Коринф — Крискентия. — М.: Правосл. энцикл., 2015. — С. 250—252.
  • Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV—VI вв. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. — С. 129—156.
  • Пиотровская Е. К. К изучению древнерусской версии «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова // Византийский временник. — М., 1990 (1991). — Т. 51. — С. 106—111.
  • Пиотровская Е. К. Отрывок из «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова в собрании архива ЛОИИ СССР АН СССР // Вспомогательные исторические дисциплины. — Л., 1991. — Т. XXIII. — С.198 — 208.
  • Пиотровская Е. К. Роль списков из Софийского и Кирилло-Белозерского собраний в истории текста древнерусской версии «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова. — (Петерб. чтения-97) // Петербург и Россия: Материалы Энцикл. б-ки «С.-Петербург-2003» / Ассоц. исследователей С.-Петербурга. — СПб, 1997. — С.380 — 383.
  • Пиотровская Е. К. Фрагменты «Христианской топографии Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: Автореф. дис. … д. ист. н.: Спец. 07.00.09 / Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории, С.-Петерб. фил. — СПб., 1998. — 39 с.
  • Пиотровская Е. К. Фрагменты «Христианской топографии Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: Дис. … д. ист. н. — СПб., 2000. — 373 с.
  • Пиотровская Е. К. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 1: (XI — пер. пол. XIV в.). — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. — С. 465—467.
  • Пиотровская Е. К. «Христианская топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: (На материале дошедш. фрагментов) / Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории. — СПб.: Дм. Буланин, 2004. — 247 с. — ISBN 5-86007-407-7
  • Пичхадзе А. А. Е. К. Пиотровская. «Христианская топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: [Рец.] // Русский язык в научном освещении. — 2005. — № 1. — С. 314.
  • Редин Е. К. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова. — СПб.: Типогр. И. Н. Скороходова, 1901. — 15 с., 5 л. ил.
  • Редин Е. К. Голгофский крест в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова. — [СПб.]: Типогр. Имп. Акад. наук, 1905. — 33 с.: ил.
  • Редин Е. К. Исторические памятники города Адулиса в иллюстрированных рукописях Косьмы Индикоплевста // Сборник в честь Дурнова. — Харьков, 1905. — С. 101—110.
  • Редин Е. К. Портрет Козьмы Индикоплова в русских лицевых списках его сочинения // Византийский временник. — 1905. — Т. XII. — С. 112—131.
  • Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам: Исслед. проф. Харьк. ун-та Е. К. Редина / Под ред. [и с предисл.] Д. В. Айналова. — (Посмерт. изд.). — М.: Типогр. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. — Ч. 1.
  • Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Коллектив авторов под ред. Удальцовой З. В. Культура Византии. [Кн. 1]: IV — первая половина VII в.. — М.: Наука, 1984. — С. 467—478.
  • Удальцова З. В. Страничка из истории византийской культуры: (Косьма Индикоплевст и его «Христианская топография») // Вестник древней истории. — 1977. — № 1. — С. 206—212.
  • Удальцова З. В. Страничка из истории византийской культуры: Козьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Византиноведческие этюды. — Тбилиси, 1978. — С. 82 — 90.

Ссылки