Костёл Вознесения Господня (Вильнюс)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Костёл
Костёл Вознесения Господня
Kościół Wniebowstąpienia Pańskiego
Костёл Вознесения Господня (главный фасад)Костёл Вознесения Господня (главный фасад)
Страна  Литва
Город Вильнюс
Конфессия Католицизм
Епархия Вильнюсская
Тип здания монастырский костёл
Архитектурный стиль виленское барокко
Дата основания 1695
Статус охраняется государством
Состояние не действует

Координаты: 54°40′36″ с. ш. 25°17′46″ в. д.HGЯO

Костёл Вознесе́ния Госпо́дня, костёл миссионеров (польск. Kościół Wniebowstąpienia Pańskiego, польск. Kościół Misjonarzy; лит. Viešpaties Dangun Žengimo bažnyčia, лит. Misijonierių bažnyčia) — католический костёл бывшего монастыря миссионеров в Вильнюсе. Располагается в Старом городе на улице Субачяус 26 (Subačiaus g. 26). Заложен в 1695 году. Ансамбль костёла, бывших зданий монастыря миссионеров, дворца, официны, хозяйственной постройки и ограды, занимающий площадь 21 803 м², является охраняемым государством объектом культурного наследия национального значения; код в Регистре культурных ценностей Литовской Республики 17068[1]; код храма — 27327 [2].

История

Зигмунт Фогель. Костёл миссионеров

Костёл возведён за городской стеной как часть ансамбля, состоящего из дворца епископа Иеронима Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Формирование ансамбля началось в 16401650 годах, когда Иероним Сангушко построил дворец, окружённый садом с прудами и родниками. По завещанию Сангушки (умершего в 1657 году) дворец и земельный участок перешли к монахам бернардинцам, а те продали землю с постройками Екатерине Радзивилл. Она в 1686 году подарила участок с дворцом монахам миссионерам, известным также как паулины.

Монахи заложили часовню. Сооружение костёла началось в 1695 году. Возведение храма началось по замыслу и на средства Теофиля Плятера. Строительство храма из-за войн, пожаров, эпидемий, нехватки средств длилось несколько десятилетий и закончилось только в 1730 году; тогда же костёл был освящён. В 17501754 годах по проекту Иоганна Кристофа Глаубица были надстроены две башни храмы, достроены фронтоны, а в 17551756 годах пристроены сени (тамбур входа; архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц). Новые элементы были украшены обильной лепниной.

В 1844 году костёл был закрыт и приход его был приписан к костёлу Святых Иоаннов. Резной деревянный алтарь и амвон были перевезены в костёл в Эйшишках. В 1859 году (по другим сведениям в 1860 году) храм был возобновлён, приведён в надлежащий вид на средства частных лиц (ремонтными работами руководил архитектор Ян Вишневский, в декорировании костёла участвовал краковский художник Константин Майерановский) и в 1862 году снова открыт для богослужения. Костёл служил усыпальницею семейства Плятеров.

В середине XX века костёл был закрыт. Его здание было отведено под хранилище фондов Литовского национального музея. 19 мая 1993 года храм был передан курии Вильнюсского епископата; временно зданием продолжает пользоваться Литовский национальный музей.

При костёле и монастыре был в старину обширный сад с прудами, впоследствии запущенный. Долгое время сад носил название Миссионерского. Из него открывается прекрасный вид на город.

Архитектура

Вход

Костёл располагается в южной части ансамбля бывшего монастыря, главным южным фасадом выходя на улицу Субачяус. Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами. У боковых нефов имеются по две часовни. Высота центрального нефа равна его длине (18,5 м). Пресвитерий уже и ниже основной части здания и завершается полукруглой апсидой.

Статуя Давида

Плоскость главного фасада членится карнизами, пилястрами и арочными окнами и нишами. Между башнями высотой 48 м и шириной 4,75 м размещается широкий фронтон с динамическим силуэтом ступенчатых и волнистых форм. В нижнем ярусе фасада выделяются широкие пилястры. Декор в стиле рококо, украшающий верхнюю часть окон и ниш второго яруса фасада, повторяется на третьем, четвёртом и пятом ярусах башен. Два верхних яруса башен с угловыми пилястрами, волютами и вазами на них.

Фронтон заднего северного фасада храма почти такой же, как и главный, однако более простых форм.

Вход в храм ведут сени (тамбур) с тремя дверями в форме ротонды с куполом. Интерьер пышно декорирован в стиле рококо. Сени с окнами и нишами разных форм квадратные в плане, с закруглёнными углами; углы украшены ионическими колоннами, поддерживающими антаблемент с вазами над ним.

Своды подвальных помещений, нефов и часовен цилиндрические и крестовые с люнетами. Храм покрывает крыша из жести.

Снаружи храм украшают произведения металлической пластики в стиле позднего барокко, — четыре креста, две декоративных верхушки на заднем фронтоне (по обе стороны креста), девять решёток, — изготовленные из железа местными мастерами в 1753 году. Ажурные кресты башен одинаковы, кресты главного и заднего фронтов отличаются друг от друга.[3]

В нишах второго яруса главного фасада установлены две статуи — Давида в восточной части и Моисея в западной. Статуи деревянные, полихромированные, покрытые сглаживающим формы толстым слоем краски, в стиле рококо. Высота статуи Давида — 2,20 м, Моисея — 2,29 м; они стоят на невысоких (0,71 м и 0,61 м) профилированных постаментах. Созданы статуи в середине XVIII века.[4]

В костёле сохранился алтарь Святого Винцента, характеризующийся высокохудожественным исполнением. В 1844 году из храма были перевезены резной деревянный барочный алтарь и амвон в костёл Христова Вознесения, расположенный в местечке Эйшишки.[5]

Дворец Сангушки

Дворец Сангушки

Бывший дворец Сангушки находится к северо-востоку от костёла и соединён со зданием монастыря. Здание дворца трёхэтажное, с просторными чердачными помещениями. В плане здание четырёхугольное; строительная техника ренессансная, подвалы и цоколь сложены из камней и кирпичей, стены — из оштукатуренного кирпича. Фасады без декора, лишь углы подчеркнуты рустованными пилястрами; по два пилястра имеется также на двух фронтонах. В восточном фасаде прорублены асимметрично расположенные окна и ниши различных форм.

Монахи, обосновавшиеся в бывшем дворце Сангушки, соорудили часовню. Позднее во дворце действовала духовная семинария, располагавшая большой библиотекой (в 1820 году насчитывала 6769 книг). В семинарии в 17731775 годах учился, а в 1775 году преподавал математику Лауринас Стуока-Гуцявичюс, впоследствии известный литовский архитектор. С 1803 года здесь же действовала приходская школа. Часть здания в 1807 году занял военный госпиталь, в первой половине XIX века — тюрьма. В 1831 году в ней содержались взятые в плен участники восстания 1830—1831 годов, а также подозреваемые в причастности к восстанию. Отсюда они направлялись в другие тюрьмы — в Ригу, Смоленск, Дерпт. Позднее здесь же содержались в заключении арестованные участники созданной Шимоном Конарским конспиративной сети «Союза польского народа» и другие члены различных тайных организаций.[6]

Монастырь

Монастырь. Вид из долины Вильни

Здание монастыря образовано из трёх массивных трёхэтажных прямоугольных корпусов. Они вместе с дворцом Сангушки (с востока) и апсидой и ризницей костёла (с юга) окружают храм с северной стороны, образуя небольшой замкнутый двор. В плане все три этажа одинаковы: с одной стороны вдоль коридора располагаются помещения различных размеров. Здание кирпичной кладки, оштукатуренное, кровля из жести. Со северной стороны, из долины реки Вильни, здание выглядит особенно массивным, контрастируя с декоративным фронтоном и изящными высокими башнями костёла.

Здание монастыря строилось двухэтажным. Первоначально на склоне холма в 17391744 годах был построен восточный корпус и соединён с дворцом Сангушки. Позднее западный и южный корпуса, упоминаемые с 1751 года, соединили монастырь с храмом. В южной части, по обеим сторонам главного фасада костёла, были построены два одноэтажных флигеля — служебное здание («официна») и хозяйственное здание. Монастырское здание построено по проекту монаха Яна Шретера; он же руководил строительством.

Официна (слева), костёл и хозяйственное здание (справа)

Служебное здание слева от костёла по улице Субачяус примыкает к юго-западному углу храма и представляет собой несколько выгнутую низкую, в один этаж, постройку, прямоугольную в плане. Восточную часть главного южного фасада официны украшают пилястры; декоративный акцент асимметричной композиции фасада — портал позднего барокко, своими формами соответствующий декору фасада костёла. Дверная ниша с аркой украшена пилястрами; над дверями пышный асимметричный картуш. Над порталом возвышается небольшой фронтон с волнистым карнизом, по бокам подпираемым волютами. Здание возведено в 17441751 годах по проекту того же Яна Шретера.[7]

Верхняя часть портала официны

С 1790 года часть здания была отведена под приют для стариков, больницу и приют подкидышей. По данным 1830 года, в монастырских помещениях насчитывалось 44 кельи, 4 комнаты слуг и ремесленников, 5 складов, кладовка для съестных припасов. В разное время в монастыре проживало до 150 человек — монахов, семинаристов, учителей, слуг, ремесленников. Ансамбль монастырских зданий был окружён забором, за которым располагались также огороды, два плодовых сада (около 300 плодовых деревьев) и небольшой английский парк для прогулок, с двумя родниками, и 5 прудов, в которых разводились карпы и караси. На территории монастыря имелись также пивоварня, баня, склады, две конюшни, кузница, прачечная и другие постройки хозяйственного назначения. В хозяйственном флигеле в 17991832 годах действовала типография, перевезённая из Гродно (где принадлежала иезуитам).

После того, как в 1844 году монастырь был упразднён, в его зданиях располагались жилые квартиры, казармы, тюрьма, военный госпиталь, православная духовная консистория (1848), институт благородных девиц (1856), психиатрическая лечебница (1859), благотворительное общество «Доброхотная копейка» (1874), которое устроило здесь мастерские, школу и жилые помещения для призреваемых [8]. Перед Первой мировой войной часть помещений бывшего монастыря заняла гимназия. В 1915 году здания перешли в ведение городской управы.

После Второй мировой войны в помонастырских зданиях разместилась Вильнюсская 2-я городская больница. На территории бывшего монастыря вдоль улицы Субачяус за официной и высоким каменным забором был построен двухэтажный корпус отоларингологического и офтальмологического отделений. Здание официны в 19731974 годах было приспособлено под аптеку этой больницы, занимавшей остальные здания ансамбля. Вильнюсская 2-я городская больница позднее стала называться Миссионерской больницей (Misionierių ligoninė). В 2004 году началась реструктуризация больницы, предусматривающая перенос отоларингологическое и офтальмологическое лечение в другие медицинские учреждения.[9] В 2005 году больница была присоединена к больнице Миколаса Марцинкявичюса (на улице Кауно). Монастырские здания, как и храм, были возвращены католической церкви, но временно они используются больницей.[10] Корпус отоларингологического и офтальмологического отделения в 2005 году были проданы за 55 миллионов литов фирме „Corpmanagement“. Заброшенное здание постепенно разрушается; в нём проживают бродяги, по вечерам отдыхают наркоманы.[11]

Примечания

  1. Vilniaus misionierių vienuolyno statinių ansamblis (лит.). Kultūros vertybių registras. Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 21 марта 2019 года.
  2. Viešpaties Dangun Žengimo bažnyčia (лит.). Kultūros vertybių registras. Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано 21 марта 2019 года.
  3. Čerbulėnas, Klemensas; Sliesoriūnas, Feliksas. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Bažnyčia // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 460—461. — 592 с. — 25 000 экз.
  4. Stankevičienė, Regimanta. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Eksterjero skulptūros // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 461. — 592 с. — 25 000 экз.
  5. В. А. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. М. Васильев, К. Алттоа. Вильнюс. Костел миссионеров (Вознесения) // Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель. — М.: Искусство, 1986. — С. 404. — 520 с. — ISBN 5-210-00094-X.
  6. Čerbulėnas, Klemensas; Sliesoriūnas, Feliksas. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Sanguškų rūmai // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 462—463. — 592 с. — 25 000 экз.
  7. Čerbulėnas, Klemensas. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Vienuolyno statyniai // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 463—464. — 592 с. — 25 000 экз.
  8. А. А. Виноградов. Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям. Со многими рисунками и новейшим планом, составленным по Высочайше конфирмованному. В 2-х частях. — Второе. — Вильна, 1908. — С. 154.
  9. Mindaugas Nastaravičius. Sostinės Misionierių ligoninė restruktūrizuojama (лит.). Verslo žinios. Verslo žinios (2004 08 19). Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  10. Lina Juškaitienė. Slaugos ligoninių skurdas bado akis (лит.). Delfi. Delfi (2010 kovo mėn. 6 d.). Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  11. Irmantas Gelūnas. Apleista Misionierių ligoninė Vilniuje (лит.). 15min.lt. UAB „15min“ (май 2011). Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.

Литература

  • Kłos, Juliusz. Wilno. Przewodnik krajoznawczy. — Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. — Wilno: Wydawnictwo Wileńskiego oddziału Polskiego Towarzystwa Turystyczniego-krajoznawczego, 1937. — С. 224—227. — 323 с.
  • Venclova, Tomas. Wilno. Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka. — R. Paknio leidykla, 2006. — С. 170—171. — 216 с. — ISBN 9986-830-47-8.

Ссылки