Костович, Огнеслав Степанович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Огнеслав Степанович Костович

Огнеслав (Игнатий) Степанович Костович (серб. Огњеслав Костовић Степановић) (185130 декабря 1916, Петроград) — изобретатель и конструктор, автор многих изобретений в различных областях техники. Первым подал заявку на изобретение бензинового ДВС с электрическим зажиганием (14 мая 1888 года) и первым получил на него патент, в том числе в США и в Великобритании, изобретатель фанеры[1] и многих других ценных практически используемых усовершенствований в самых разных отраслях техники[2].

Биография

По национальности серб. Родился в Австро-Венгрии. В юности жил в городе Пешт. После окончания Высшего технического училища и школы судовождения работал в торговом флоте — водил каботажные суда.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Костович командовал кораблём «Ада», перевозившим русский десант на Среднем Дунае. Получив звание капитана русского флота, он с конца 1870-х гг. работал в России.

В 1879 году Костович продемонстрировал летающие модели вертолёта, самолёта, орнитоптера, в 1881 г. приступил к постройке самолёта в натуральную величину, которая не была доведена до конца, и внимание изобретателя переключилось на постройку дирижабля «Россия».
Костович сконструировал многоцилиндровый бензиновый двигатель для дирижабля «Россия». Сооружение дирижабля было начато в 1882 году на Охтенской адмиралтейской верфи. Костовичу пришлось самостоятельно разработать все узлы дирижабля, механизмы и приборы. Постройка требовала больших средств, недостаток которых изобретатель ощущал постоянно. Костович нашёл новый для того времени материал «арборит», из которого построил весь каркас, многие части дирижабля и самую крупную его деталь — передаточный вал к винту дирижабля, представлявший собой трубу диаметром 0,2 м и длиной около 30 м. Это была фанера в современном понимании, то есть склеенный в несколько слоёв шпон с перекрещивающимися направлениями волокон.
В 1880-х годах О. С. Костович оборудовал фабрику «Арборит» под Санкт-Петербургом (40 рабочих). Основной продукцией фабрики были изделия из арборита: бочки, ящики, сундуки, строительные детали, разборные домики, а также экспериментальные (в небольших количествах) изделия из фанерных труб (лестницы, казачьи пики, рангоут).

Двигатель Костовича в Центральном музее ВВС.

14 мая 1888 года Костович обратился в российский Департамент торговли и мануфактур с прошением выдать ему привилегию на «усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами». Привилегию изобретателю выдали только через четыре с половиной года — 4 ноября 1892 г. За это время Костович успел запатентовать своё детище в США и Великобритании. Свой двигатель О. С. Костович создавал, думая не о рутинных перевозках грузов, а мечтая оснастить им дирижабль собственной конструкции. Увы, несмотря на все усилия изобретателя дирижабль «Россия» так и не взлетел, не хватило малого — денег. Зато двигатель получился отменный. В восьмицилиндровом двигателе с водяным охлаждением конструкции Костовича впервые использовалось электрическое зажигание. Первый бензиновый двигатель был оппозитным, с горизонтальным размещением направленных встречно цилиндров. Оппозитную схему и сегодня с успехом применяют для известных моделей автомобилей. Самая знаменитая из них, пожалуй, народный Фольксваген — «жук», выпускавшийся в разных странах с 1938 по 2003 год. Что же касается бензина (как топлива для ДВС) и электрического зажигания — эти технологии распространились чрезвычайно широко.

В 1911 г. Костович снова начал заниматься летательными аппаратами. В сентябре 1911 г. он подал заявку и получил «Привилегию» на схемы самолётов (триплан и аэрогидроплан).
В 1913—1914 гг. О. С. Костович построил двухпоплавковый биплан (испытания не проводились), а в 1916 году — моноплан-амфибию.

Литература

  • Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. — 3-е изд, исправл. — М.: Машиностроение, 1986. — 752 с. 
  • Черненко Г. Т. Жизнь и необычайные изобретения капитана Костовича. — СПб.: Остров, 2001.

Ссылки