Костанди, Кириак Константинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Костанди Кириак Константинович
рус. дореф. Киріакъ Константиновичъ Костанди
Kostandi KK.jpg
Дата рождения 21 сентября (3 октября) 1852(1852-10-03)
Место рождения с. Дофиновка, Херсонская губерния Российская империя
Дата смерти 31 октября 1921(1921-10-31) (69 лет)
Место смерти Одесса, Украинская ССР
Подданство  Российская империя
Звания академик ИАХ (1907)[1]

Кириак Константинович Костанди (21 сентября [3 октября1852, с. Дофиновка, Херсонская губерния, Российская империя — 31 октября 1921, Одесса, УССР) — русский[2] художник греческого происхождения, академик Императорской Академии художеств.

Биография

Родился в греческой семье, в селе Дофиновка Херсонской губернии Российской империи в 1852 году. Закончил Императорскую Академию художеств в столице в 1882 году и затем вернулся в Одессу. В 1897 году примкнул к движению «передвижников». Костанди принадлежит важная роль в внедрении идеологии «передвижников» на Юге Российской империи. Он был одним из основателей Товарищества южнорусских художников и председателем этого общества с 1902 года по 1920 год.

Получил звание академика Императорской Академии художеств (1907)[1].

Преподавал в Одесском художественном училище имени Великого князя Владимира Александровича[1].

С 1917 года был директором Одесского городского музея.[3]

Большая часть его жизни и работы связана с Одессой.

В своей работе он следовал реализму, но некоторые его работы можно причислить к импрессионизму. Его работы находятся в музеях Одессы, Киева, Москвы, Петербурга. После его смерти его последователи создали Общество художников «Костанди».

Воспитал десятки учеников, среди которых А. А. Шовкуненко, И. Н. Шульга, А. М. Нюренберг и другие.

Умер 31 октября 1921 года. Первоначально был похоронен на Первом христианском кладбище Одессы. 20 мая 1935 года, во время кампании по уничтожению мест захоронений, его ученики и товарищи смогли перезахоронить его останки на Втором христианском кладбище Одессы.[4]

Творчество

Костанди — художник, полотна которого построены на стыке высокого мастерства и понимания трагического бытия. Их характеризует широкий спектр социальных проблем, которые не могут не волновать. Так, к примеру, картина «В люди» (1885) была написана художником как отклик на характерное в конце XIX века явление — сельская молодёжь в поисках лучшей судьбы, убегая от нищеты, едет в город. В конце 1880-х годов в творчестве Костанди происходят изменения. Он остаётся приверженцем бытового жанра, но в корне меняет художественные подходы и свой взгляд на суть живописи. Самыми важными в это время для него становятся проблемы солнечного освещения и пленэра. В определённом смысле, наследуя мастеров французского импрессионизма, для которых большое значение имело временное и психологическое единство, Костанди, в своих небольших картинах старается остановить время и момент чувства. Современники подчёркивали, что Костанди был художником философского склада. Начиная с 1890-х годов, во всех его картинах прослеживается особенность — незначительная сюжетная линия, практически минимализм в изображении, соединён с высоким поэтическим настроением. Именно передача чувств, настроения становится основной целью художника[5].

Галерея

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 99.
  2. Костанди // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. В разные годы Одесский художественный музей возглавляли. Одесский художественный музей. Дата обращения: 31 октября 2016. Архивировано 5 сентября 2017 года.
  4. Участок № 22 Второго Христианского кладбища. Художественный некрополь Одессы. Дата обращения: 31 октября 2016. Архивировано 1 ноября 2016 года.
  5. Ігор Шаров, Анатолій Толстоухов. Художники України: 100 видатних імен. — К.: АртЕк, 2007. — C. 173—176. ISBN 966-505-134-2 (укр.)

Литература

Ссылки