Коррупция в России

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Коррупция представляет собой значительную проблему в современной России, затрагивающую функционирование органов государственной власти[1], правоохранительных органов[2], систем здравоохранения[3] и образования[4], и других сфер и областей жизнедеятельности.

Феномен коррупции исторически является частью модели государственного управления в России[1], что, впрочем, характерно и для многих развитых стран[5]. В Индексе восприятия коррупции, ежегодно публикуемом Transparency International, Россия с 2012 г. набирает около 28-30 баллов, занимая примерно ~130 место из ~180 стран мира[6]. Динамика в 1-2 балла говорит об отсутствии статистически значимых изменений.

Согласно федеральному закону «О противодействии коррупции»[7], коррупция — это любое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества, в том числе услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Также к коррупции относится незаконное предоставление такой выгоды коррупционеру другими физическими лицами; а также совершение деяний от имени или в интересах юридического лица. Коррупция может выражаться в форме взяток, злоупотребления полномочиями и иных формах предоставления имеющих имущественное выражение благ в обмен на нарушение должностным лицом своих обязанностей в чьих-либо интересах. Российское определение коррупции, в отличие от, к примеру, определения Совета Европы[8], не включает в себя нематериальные выгоды (например, секс в обмен на действие должностного лица), а также ситуации, когда коррупционер формально не занимает никаких постов — например, торговля влиянием.

Понятие «коррупция» в Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» подвергается критике, так как этим термином стали называться разные по своей направленности деяния. Так, наряду с преступлениями о непосредственной даче и получении взятки (подкупе), в него были включены злоупотребление служебным положением (полномочиями), нецелевое расходование бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, хищения и ряд иных преступлений по службе в целях получения выгоды имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды. В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, в п. 1 статьи 8 «Криминализация коррупции» говорится только о деяниях с подкупом[9]. В то же время, Transparency International считает, что к коррупции следует относить любое злоупотребление вверенной властью для частной выгоды[10] — однако и такому подходу российское определение соответствует не в полной мере, поскольку не затрагивает неимущественные взятки и торговлю влиянием.

История

В Московском государстве XVI—XVII вв. существовал запрет только на посулы — взятки судьям. До появления полноценного института государственной службы получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц. До петровских преобразований государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности.

О понятиях простого народа свидетельствует множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них:

  • Не подмажешь — не поедешь.
  • Суд прямой, да судья кривой.
  • Судьям то и полезно, что в карман полезло.
  • Всяк подьячий любит калач горячий.
  • Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом.
  • Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос.
  • Пред Богом — с правдой, а пред судьёй — с деньгами.

Только народное восстание могло заставить царя наказать высокопоставленных мздоимцев. Так, в 1648 году в Москве случился Соляной бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царю пришлось казнить двух особо ненавистных народу коррупционеров — главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова[11].

Царская Россия

Административный аппарат XVIII века, в корне отличавшийся от средневекового приказного строя XVII века, сохранил, тем не менее, порочную практику подношений от челобитчиков. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату.

При Петре Первом государство, построив сложный канцелярский аппарат с большим количеством чиновников, не имело достаточно средств, чтобы содержать его. Не получая жалованья, которое из-за постоянных войн часто задерживали или не выплачивали вовсе, многие чиновники, особенно низших классов, откровенно бедствовали, поэтому взятки нередко были для них единственным способом выживания.

Вскоре после смерти Петра I нехватка средств заставила правительство Екатерины I вернуться к прежней системе обеспечения, предусматривавшей работу канцелярских служащих в городах без жалования с позволением «брать акциденцию от дел». Акциденции в переводе с латинского — «случайность», подразумевающая побочные доходы от добровольной мзды челобитчиков, то есть взятки. Таким образом, «кормление от дел» вновь стало для госслужащих единственным способом существования.

Зарплату чиновникам выдавали ассигнациями, то есть бумажными деньгами, покупательная способность которых не сильно отличалась от серебряного денежного эквивалента. Однако в конце XVIII — начале XIX в. ассигнации начинают обесцениваться, и, соответственно, прожить на чиновничье жалованье становится все сложнее. Единственным, на что могли рассчитывать чиновники в таком положении, были взятки. Таким образом, государственная власть вновь переложила большую часть расходов по содержанию приказного аппарата на плечи населения, вместо того, чтобы реформировать систему управления по образцу западных абсолютистских монархий.

Указы Александра I 1809 и 1811 гг. оставляли в силе законодательные акты Петра I и Екатерины II[12]. Тем не менее рост должностных преступлений в империи показывал, что реформирование законодательства необходимо. Взяточничество и лихоимство прочно обосновалось не только в центре, но и в губерниях, и в судебной системе. К концу первой четверти XIX века у высших государственных сановников не существовало разномыслия по поводу того, что необходимо в кратчайшие сроки выявить причины и найти ближайшие способы к искоренению должностных преступлений, и в особенности, лихоимства.[13]

В Своде законов Российской империи, утверждённом при Николае I в 1830-е годы, взяточничество подразделялось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). После принятия в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» суды над чиновниками впервые в истории России стали достаточно обыденным делом: так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников[14].

СССР

Поначалу взяточничество в Советской России признавалось контрреволюционной деятельностью, и Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел[15]. Несмотря на жёсткость уголовных норм, в судебной системе и правоохранительных органах коррупция продолжила своё существование и в СССР[16]. При назначении кандидатов на государственные должности в СССР учитывались их биографии и характеристики, которые давали им партийные функционеры, что нередко определялось личными отношениями. Поэтому к управлению государством пришли, в основном, малообразованные, некомпетентные, но преданные «делу партии» люди, готовые выполнять любое её решение без колебаний. Всё это расширяло возможности для злоупотреблений[17][18]. После свёртывания НЭПа, из-за отсутствия легального частного предпринимательства, в России начинается формирование теневого бизнеса и неформальных контактов с непосредственным начальством, а также с ключевыми людьми из правоохранительных и контролирующих органов.

В сталинский период правления борьба с коррупцией скорее декларировалась, чем велась на самом деле. Советские и партийные чиновники попадали под суд по коррупционным обвинениям только в случаях освещения их дел в прессе или в результате антикоррупционных кампаний для расправы с политическими оппонентами[19]. Главным качеством для номенклатурного работника были безграничная лояльность лично Сталину и способность беспрекословно выполнять указания, а не моральная чистоплотность[20]. Коррупция была широко распространена и на низовых, региональных уровнях. Несмотря на колоссальную разницу в уровне жизни и значительно лучшее обеспечение прочими благами в сравнении с простыми рабочими, коррупция среди руководителей предприятий и партийных работников была делом повседневным и воспринималась как норма. Борьба с ней носила исключительно идеологический характер — лишь половина арестованных по коррупционным делам привлекались к уголовной ответственности, реакция власти на жалобы со стороны простых граждан ограничивалась для взяточников выговорами[21].

В СССР до начала 1980-х годов тема коррупции открыто не поднималась. О том, что с середины 1950-х годов до 1986 года регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в 25 раз, советским гражданам не сообщалось[22].

Коррупция в России

1998—2000

В 1998 году доктор юридических наук Н. И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода»[23].

В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную»[24].

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.

В мае 1999 года заместитель министра финансов России Олег Вьюгин отмечал, что система власти и бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом[25].

Журналист Марк Симпсон в британской газете «The Guardian» писал, что во время президентства Ельцина в России наблюдалась такая широкомасштабная коррупция и бандитизм, какие не знали аналогов в истории[26].

С 2000 года

В Индексе восприятия коррупции, ежегодно публикуемом Transparency International, Россия находится в числе 50 наиболее коррумпированных стран мира[27][28][29]. По мнению британского еженедельника The Economist, высказанному в середине 2012 года, для руководителей России коррупция — суть системы. По мнению этого издания, с 2002 года «небольшая группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие любые фантазии царей. Возврат к власти г-на Путина защитит эти неправедные богатства»[30].

В Индексе восприятия коррупции, ежегодно составляемом Transparency International, в 2015 году Россия заняла 119-е место из 167, оказавшись рядом с такими странами, как Гайана и Сьерра-Леоне. В этом рейтинге Россия упоминается как одна из стран Европы с самой сложной коррупционной ситуацией, где «взяточничество зачастую идёт рука об руку с репрессиями»[31]. В то же время, согласно тому же рейтингу, в России в 2010-е годы уровень коррупции несколько снизился. Так, в 2012 году британская аудиторская компания Ernst & Young провела исследование, в котором приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Исследование показало, что если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %[32]. В 2011 году международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала доклад, в котором отмечалось, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды»[33][34].

По данным опросов, проведённых Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), коррупционное давление на российские предприятия в 2000-е годы снизилось по сравнению с его уровнем в 1990-х годах. По мнению учёного секретаря ИНП РАН Дмитрия Кувалина, это стало следствием, прежде всего, «постепенного наведения порядка в стране, что выразилось в улучшении экономического законодательства, а также в совершенствовании судебной и правоприменительной практики»[35].

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман отмечал, что, по некоторым экспертным оценкам, объём рынка коррупции в России оценивается в более чем 240 млрд долларов США[36]. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты)[37]. По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долларов США[37].

Одной из укоренившихся форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как плату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путём переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва, дочь его брата, депутата Госдумы, 22-летняя студентка, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром»[38][39][40]. Одним из чиновников, большая часть состояния семьи которого (более 1 млрд долларов) записана на жену, являлся бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Его жена Елена Батурина занималась строительным бизнесом на территории, которой распоряжался муж.

Одним из самых высокопоставленных осуждённых чиновников-коррупционеров в современной России был министр юстиции Валентин Ковалёв. Ковалёв и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалёву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет.

В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией[41]. 9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции. При этом одна из ключевых статей 20 (незаконное обогащение) в законодательстве Российской Федерации не применяется. Эта статья предусматривает возможность принятия государством «таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать»[42].

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

В мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции[43]. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции[44][45][46][47]. 20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах. Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года[48][49].

В конце 2011 года экономист Татьяна Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается, по разным оценкам, от 20 до 60 процентов бюджетных средств. Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года[50], главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и необеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «неадекватными» её размаху. В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы[51]. В конце 2012 года оглашена информация о «среднем размере взятки» по России — около 10 тыс. рублей (порядка половины средней зарплаты в стране).

Одним из самых известных дел в 2011—2012 гг. стало «игорное дело»[52] о масштабном нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области (однако к концу второго года расследования из полутора десятков обвиняемых по этому делу за решеткой в России не осталось ни одного[53]).

В 2012 году из-за коррупционного скандала в Министерстве обороны России в отставку подал министр обороны Анатолий Сердюков.

В 2016 году году обвинение в вымогательстве взятки в размере 2 млн долларов США у исполнительного директора компании «Роснефть» Игоря Сечина было выдвинуто против министра экономического развития Российской Федерации Алексея Улюкаева.

В том же 2016 году полковнику полиции Дмитрию Захарченко были предъявлены обвинения в коррупции и злоупотреблении полномочиями. В ходе расследования по делу Захарченко следователи обнаружили у офицера и членов его семьи 13 квартир, 14 машиномест в элитных районах Москвы, а также четыре автомобиля, слиток золота массой 500 граммов, часы «Rolex» и драгоценности, а также валюту, сумма которых в рублёвом эквиваленте составляет 8,5 млрд рублей.

Причины

В России, как и во многих других странах мира, коррупция пронизывает все социальные слои общества независимо от их доходов и богатства. Важными факторами, способствующими высокому уровню распространения коррупции в России, являются низкие доходы населения и слабость политических институтов. В связи с этими факторами население России, не имеющее возможности опереться на реально работающие экономические, социальные и политические институты страны, вынуждено опираться на неформальные институты и заниматься неформальными видами экономической деятельности, приводящими к повсеместной коррупции и обширной теневой экономике. В развитых странах мира, где высок уровень доходов населения и сильны политические институты, так же присутствует коррупция, но в основном она затрагивает лишь небольшую прослойку населения, находящуюся на вершине экономической, социальной и политической иерархии общества. Так как, основные массы населения таких стран могут опереться на реально работающие государственные институты, то соответственно большая часть населения, этих стран слабо подвержена неформальным институтам, практически не занята в неформальных видах экономической деятельности, и, соответственно, практически не затронута коррупцией и теневой экономикой.

Психологический портрет российского коррупционера

Заведующий кафедрой криминологии Балтийского университета имени Иммануила Канта М. Г. Миненок приводит ряд характеристик личности российских коррупционеров[54]. В большинстве своём это люди семейные, хорошие работники, с высшим образованием, устоявшейся психикой, высоким материальным достатком и патриотическим отношением к стране. Миненок обращает внимание, что коррупционная преступность порождает формирование взаимной неприязни богатых и бедных. В качестве примера он цитирует депутатов Госдумы: «Нищета, как правило, личный выбор каждого» (А. Баков), «самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина» (И. Костунов).

Области распространения коррупции

К сферам деятельности, которые подвержены коррупции в России, относятся:

  • торговые сети: включает в себя уплату производителями товаров своеобразной регулярной «дани» сотрудникам торговой сети за прием товара на реализацию. В конечном итоге, эта «дань» включается в стоимость товара и оплачивается покупателем, способствует росту цен и инфляции[55][56][57].
  • авиакомпании: их менеджеры получают «откаты» (взятки) от представителей западных авиастроительных предприятий за приобретение новых зарубежных самолётов и за отказ от приобретения техники российского производства[58].
  • таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто наличие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей[37];
  • налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;[59]
  • правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
  • бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;
  • учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменов; поступление в вузы людей с недостаточным уровнем знаний[60].
  • сфера строительства: завышение цен контрактов.
  • «политический рэкет» — политические силы организуют акции протеста против действий предпринимателей, затем вымогают с предпринимателей взятки за прекращение этих акций протеста[61].

Статистика коррупционной преступности

По данным Судебного департамента, в 2014 году по ст. 290 УК РФ осуждено 1625 человек за получение взяток[62]. Некоторые авторитетные эксперты ошибочно считают, что большинство оказывающихся под судом — крупные взяточники. Например, бывший премьер-министр Е. М. Примаков заявил в 2015 году: «лица, попавшие в руки правосудия за взятку — обычно это состоятельные люди, которые могут отделаться штрафом»[63]. Однако статистика Судебного департамента опровергает слова Е. М. Примакова, показывая, что большинство осужденных по статье 290 УК РФ в 2014 году были мелкими взяточниками. В 2014 году 14,6 % осужденных по этой статье (238 человек) были приговорены за взятки в размере до 1 тыс. рублей (менее 50 долларов), а ещё 41,9 % (681 человек) за взятки от 1 тыс. до 10 тыс. рублей[62]. Лишь 21,5 % осужденных (350 человек) были осуждены за взятки в 50 тыс. рублей и более[62]. Похожая картина со случаями дачи взяток (статья 291 УК РФ) — в 2014 году по этому составу осуждено 4700 человек, из которых 2147 человек за дачу взятку до 1 тыс. рублей, а ещё 1871 человек за дачу взятки свыше 1 тыс. рублей до 10 тыс. рублей[62]. Таким образом, в 2014 году большинство взяткодателей — 4081 человек (85,5 % осужденных за дачу взятки) осуждено за взятки до 10 тыс. рублей[62]. Очень сомнительно, что взятку до 10 тыс. рублей (а тем более до 1 тыс.) рублей получают или дают богатые люди. При этом наказания мелким взяточникам зачастую чрезмерно суровые. Например, в 2015 году Гусиноозерский городской суд Бурятии приговорил местного жителя к 3-м годам реального лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 3 тысячи рублей за попытку дать взятку в размере 100 рублей (менее двух долларов) полицейскому, чтобы тот не привлекал его к административной ответственности[64]. Государственное обвинение согласилось со столь суровым приговором и он вступил в законную силу[65].

По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219[66].

По данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, в 2009 году за дачу взяток было осуждено свыше 3,5 тыс. человек, за получение взятки — 2 тыс.[67]

В 1995 году было зарегистрировано 4,7 тыс. случаев взяточничества, в 2000 году — 7,0 тыс., в 2005 году — 9,8 тыс. В 2006—2009 годах происходило ежегодное увеличение числа зарегистрированных случаев взяток, к 2009 году оно достигло пика в 13,1 тыс. Затем началось его снижение. В 2010 году число зарегистрированных взяток опустилось до 12,0 тыс., в 2011 году — до 11,0 тыс.[68][69]

В январе - сентябре 2012 года в России было зарегистрировано 8,4 тыс. случаев взяток, что на 13 % меньше аналогичного периода 2011 года и на 29 % меньше аналогичного периода 2010 года.[70]

4 октября 2021 года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев в ходе заседания коллегии ведомства сообщил, что коррупция и злоупотребления по службе среди сотрудников ГИБДД остаются высокими. Также он заявил, что работа по выявлению и привлечению к ответственности недобросовестных сотрудников будет продолжена, невзирая на неизбежные имиджевые потери для МВД[71].

Борьба с коррупцией в РФ

Российская Федерация участвует в различных программах по борьбе с коррупцией. 8 марта 2006 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приняла на себя ряд обязательств по внедрению антикоррупционных механизмов.

Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. В 2011 году в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки.

Статья 291 УК. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвёртой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Новая редакция УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки.

Комментарий к статье гласит:

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

Таким образом, даже человек, давший взятку под давлением, уже считается преступником и не может быть признан потерпевшим. Однако лицо освобождается от уголовной ответственности, если своевременно сообщит в правоохранительные органы о факте вымогательства с него взятки.

Антикоррупционный плакат

В рамках борьбы с коррупцией в России как государством, так и обществом неоднократно предпринимались различные инициативы. Одной из них стала Антикоррупционная Хартия Российского Бизнеса — этический документ, подписанный 20 сентября 2012 года на XI Инвестиционном форуме в Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева руководителями РСПП, ТПП РФ, Деловой России и Опора России.

Кроме того, в России в случае уклонения от уплаты штрафа за получение взятки лицо получает только реальное лишение свободы. При этом не имеет значения, что штраф неуплачен по объективным причинам, в том числе в связи с запретом, который осуждение установило для осужденного на работу. Тот факт, что такая замена носит кампанейский (ситуативный) характер, косвенно подтвердил Конституционный суд Российской Федерации. Гражданин Н. В. Чеванин, которому штраф за получение взятки был заменен на 7 лет лишения свободы, обратился в этот орган, доказывая, что неконституционно заменять огромный штраф только лишением свободы, не учитывая, что осужденный не может его выплатить по объективным основаниям: возраст, состояние здоровья, а также судебного запрета на работу. Однако Конституционный суд признал, что такая замена не противоречит Конституции России, со ссылкой на то, что «в настоящее время одной из системных угроз безопасности Российской Федерации признается коррупция (подпункт „а“ пункта 7 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460), включающая в себя дачу и получение взятки»[72].

В 2010-е годы в России было возбуждено несколько громких уголовных дел о коррупции. В частности, обвинения во взяточничестве были предъявлены ряду губернаторов, главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву, и ряду высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов.

В начале октября 2017 года Министерство труда и соцзащиты сообщило о разработке изменений в закон «О противодействии коррупции», которые гарантируют защиту сотрудникам предприятий и ведомств, оповестившим о фактах коррупции.

Кампания 2012—2016

С осени 2012 года, с дела о растрате средств на развёртывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами:

Во многих из этих дел собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат.

В марте 2015 года по подозрению в получении крупной взятки был арестован губернатор Сахалина, у которого было изъято около 1 млрд рублей наличными[77]. 9 марта того же года Владимир Путин утвердил поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, снижающие минимальные штрафы за получение и дачу взятки. Документ предлагает снижение нижнего предела по кратности штрафа за получение взятки должностным лицом: с 25 до 10-кратной суммы незаконного подношения[78].

Летом 2016 года в Уголовном кодексе наказание за получение и дачу взятки было значительно смягчено: получение и дача взятки на сумму до 10 тыс. руб. выделено в отдельный нетяжкий состав (ст. 291.2, которая предусматривает максимальное наказание до 1 года лишения свободы или иные виды наказания), а суд вновь получил право назначать по статьям 290 и 291 Уголовного кодекса штрафы, не являющиеся кратными сумме взятки[79]. Таким образом, кратные «медведевские» штрафы стали необязательными.

Расторжение конвенции об уголовной ответственности за коррупцию в России

Президент Российской Федерации Владимир Путин в январе 2023 года внес в Госдуму законопроект о денонсации Россией конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Которая была принята Советом Европы в 1999 году. Россия ратифицировала только второй документ, подписание Россией первой части обсуждалось начиная с 2011 года, однако после событий 2014 года, вопрос о подписании обсуждать перестали[80].

Отношение населения

Социологические опросы

Согласно опросам «Левада-центра», в 2005—2006 годах 50 % респондентов называли коррупцию в числе главных препятствий на пути экономического подъёма в России[81].

В 2006 году ВЦИОМ провёл опрос, согласно которому отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением[82][прим. 1]; более половины опрошенных имеют личный опыт дачи взяток[83][прим. 2].

Антикоррупционные протесты 2017 года

26 марта 2017 года в России состоялись акции протеста против коррупции в высших эшелонах власти. Акции прошли в виде митингов, шествий и одиночных пикетов в 82 городах[84]. Поводом для их проведения стало, по заявлениям организаторов, отсутствие должной реакции властей на фильм-расследование «Он вам не Димон», рассказывающий о якобы коррупционных связях бывшего председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

По оценке ряда СМИ[85] и Европарламента, это были крупнейшие акции протеста в России с 2011—2013 годов. По мнению ряда членов Совета по правам человека при президенте Российской Федерации[прим. 3], действия полиции в отношении участников массовых акций не были корректными, а отказы властей согласовать мероприятия в большинстве случаев были немотивированными[86].

См. также

Комментарии

  1. Согласно опросу, более трети населения не относится к мздоимцам негативно и только 29 % населения одобряют чиновников, которые сообщают о фактах получения взяток их коллегами в правоохранительные органы. Менее 30 % считает, что хищение на производстве или в торговле требует сурового наказания, остальные склоняются к мягким административным мерам (штраф или предупреждение).
  2. Наиболее распространены взятки медработникам (51 %), сотрудникам ГАИ (31 %), милиции (16 %) и военкоматов (7 %), работникам системы образования (20 %), при оформлении собственности (10 %) и устройстве на работу (10 %)
  3. Светлана Айвазова, Лев Амбиндер, Александр Верховский, Елена Масюк, Николай Сванидзе, Леонид Никитинский, Анита Соболева, Игорь Каляпин, Сергей Кривенко, Элла Полякова, Леонид Парфёнов, Станислав Кучер, Максим Шевченко, Андрей Юров, Ирина Хакамада, Илья Шаблинский, Лилия Шибанова, Людмила Алексеева, Евгений Ясин, Сергей Цыпленков

Примечания

  1. 1,0 1,1 Suhara, Manabu. Corruption in Russia: A Historical Perspective. Дата обращения: 4 декабря 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Cops for hire. //[[Economist]] 18.03.2010. Дата обращения: 12 мая 2016. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  3. Klara Sabirianova Peter, Tetyana Zelenska. Corruption in Russian Health Care: The Determinants and Incidence of Bribery (2010). Дата обращения: 4 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Elena Denisova-Schmidt, Elvira Leontyeva, Yaroslav Prytula. Corruption at Universities is a Common Disease for Russia and Ukraine. Harvard University (2014). Дата обращения: 4 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  5. Understanding corruption and how to curb it (англ.). U4 Anti-Corruption Resource Centre. Дата обращения: 7 января 2023.
  6. 2021 Corruption Perceptions Index - Explore Russia’s results (англ.). Transparency.org. Дата обращения: 7 января 2023.
  7. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 7 января 2023.
  8. АНАЛИЗ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ СТАТЕЙ КОНВЕНЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ. Трансперенси Интернешнл - Россия С. 65.
  9. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под ред. Долговой А. И. -- М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. Дата обращения: 6 марта 2020. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  10. What is corruption? (англ.). Transparency.org. Дата обращения: 7 января 2023.
  11. История коррупции в России / под ред. Н. И. Серьгова. — М.: МОСУ, 1999. — С. 169.
  12. Полный Свод Законов РИ (ПСЗ) — I. Т. XXX. N23651; T.XXXI. N24807.
  13. Ответственность чиновников за взяточничество и лихоимство по дореволюционному законодательству России. — Законодательные акты (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  14. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978, с. 177
  15. ст. 114 ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА. А. А. Герцензон, Ш. С. Грингауз, Н. Д. Дурманов, М. М. Исаев, Б. С. Утевский. Издание 1947 г.. Дата обращения: 25 октября 2011. Архивировано 15 июня 2020 года.
  16. «„Члены Верховного суда брали взятки“» Журнал «Коммерсантъ Власть», № 31 (785), 11.08.2008. Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано 13 июня 2020 года.
  17. Дульнев М.В. Коррупция и борьба с ней в Советском государстве в 1917-1991 гг.: историко-правовое исследование. — 2008.
  18. Попов Михаил Юрьевич. Коррупция в СССР и современная Россия // Теория и практика общественного развития. — 2009. — Вып. 1. — С. 6–11. — ISSN 1815-4964. Архивировано 22 апреля 2021 года.
  19. И. В. Говоров. Коррупция в условиях послевоенного сталинизма(на материалах Ленинграда и Ленинградской области) // Новейшая история России. — 2011. — № 1. Архивировано 29 октября 2020 года.
  20. Хлевнюк, О. В. Сталин. Жизнь одного вождя. — Corpus (АСТ). — М., 2005. — ISBN 978-5-17-087722-5.
  21. Кимерлинг Анна Семёновна. Особенности провинциальной советской коррупции в 1946-1953 годах на материале Молотовской области // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2012. — Вып. 3 (20). — С. 101–108. — ISSN 2219-3111. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  22. Понятие коррупции в международном и российском праве. Максимов В. К. Журнал «Право и безопасность» № 2-3 (3-4) август 2002г. Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано 20 июля 2020 года.
  23. Теория и практика прав человека в России // Журнал «Правоведение»/1998/№ 4]
  24. Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.
  25. «У России осталось не больше года» // Коммерсант, 21 мая 1999
  26. Дифирамбы Ельцину // The Guardian, 25 апреля 2007 (оригинал публикации: Toasting Yeltsin Архивная копия от 24 апреля 2011 на Wayback Machine // The Guardian, 25 April 2007)
  27. Corruption Perceptions Index 2014. Transparency International. Дата обращения: 4 декабря 2015. Архивировано 2 декабря 2015 года.
  28. Коррупционеры всех стран
  29. О воровстве и коррупции. Дата обращения: 17 ноября 2011. Архивировано 29 июня 2017 года.
  30. The beginning of the end of Putin. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 2 марта 2012 года.
  31. Россия поднялась до Сьерра-Леоне в рейтинге восприятия коррупции. РБК (27 января 2016). Дата обращения: 2 мая 2016. Архивировано 4 мая 2016 года.
  32. ВЕДОМОСТИ — Ernst & Young отметила снижение коррупционных рисков в России. Дата обращения: 30 мая 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  33. Россия, Всемирный обзор экономических преступлений 2011 Архивная копия от 10 декабря 2011 на Wayback Machine // PWC; [1] (недоступная ссылка)
  34. Уровень коррупции в РФ за год снизился — Transparency International Архивная копия от 1 декабря 2011 на Wayback Machine // «РИА Новости»
  35. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  36. А. Шаров Ни дать, ни взять. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников Архивная копия от 29 сентября 2007 на Wayback Machine «Российская газета» Федеральный выпуск № 4215 от 7 ноября 2006 г.
  37. 37,0 37,1 37,2 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» [2] Архивная копия от 22 июня 2006 на Wayback Machine.
  38. «Должна ли отчитываться о доходах родня чиновника?» Журнал «Коммерсантъ Деньги», № 28 (785), 19.07.2010. Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 7 августа 2011 года.
  39. «Дочь губернатора не пустили в суд» Журнал «Коммерсантъ Деньги», № 28 (785), 19.07.2010. Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 16 марта 2011 года.
  40. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Постановление от 20 августа 2009 г. № 97-ПК. Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 20 февраля 2011 года.
  41. Лента новостей «РИА Новости» — Политика — Путин: антикоррупционный закон будет обязательно принят
  42. «Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции» Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года Архивная копия от 11 августа 2016 на Wayback Machine.
  43. Медведев подписал указ о мерах по противодействию коррупции | РИА Новости. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  44. Медведев сообщил, что подписал план по противодействию коррупции | РИА Новости. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  45. История борьбы с коррупцией в современной России | РИА Новости. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  46. Национальный план противодействия коррупции — Российская Газета. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  47. Медведев подписал пакет антикоррупционных законов | РИА Новости. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  48. Подписан закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 8 июля 2013 года.
  49. Госслужащим удваивают проверки. Дата обращения: 4 декабря 2012. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  50. Доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики Архивная копия от 27 января 2022 на Wayback Machine Общественная палата РФ
  51. Собственность нечестных чиновников отнимут в пользу государства Архивная копия от 20 июня 2012 на Wayback Machine // Top.rbc.ru
  52. «игорное дело» на m24.ru. Дата обращения: 17 апреля 2022. Архивировано 4 апреля 2015 года.
  53. Генпрокуратура не утвердила обвинение по «игорному делу». Дата обращения: 21 февраля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  54. М. Г. Миненок, М. М. Миненок. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 9. С. 53—60. Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 22 апреля 2018 года.
  55. Коррупция в «Перекрёстке»: С производителей требовали 36 миллионов рублей. Дата обращения: 13 февраля 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  56. Коррупция в торговых сетях. Дата обращения: 13 февраля 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
  57. Елена Комкова/ Прямая и явная угроза. Дата обращения: 13 февраля 2016. Архивировано 7 августа 2017 года.
  58. Отчего «Илы» не летают: импортозамещение в крутом пике. Дата обращения: 9 апреля 2016. Архивировано 11 апреля 2016 года.
  59. Коррупция среди налоговиков. Дата обращения: 19 мая 2011. Архивировано 6 ноября 2012 года.
  60. Коррупция в вузах. Частный Корреспондент (12 ноября 2008). Архивировано 18 февраля 2012 года.
  61. Коррупция и рэкет — где-то между «Яблоком» и «Партией Роста» (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 августа 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  62. 62,0 62,1 62,2 62,3 62,4 Судебный департамент. Дата обращения: 12 декабря 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  63. Примаков Е. М. Россия. Надежды и тревоги. — М., 2015. — С. 27
  64. За покушение на дачу взятки гражданин приговорен к 3 годам лишения свободы | Прокуратура Республики Бурятия (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 января 2016. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  65. Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия. Дата обращения: 18 января 2016. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  66. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated11 не указан текст
  67. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 апреля 2010.
  68. Число зарегистрированных преступлений по видам. Дата обращения: 3 ноября 2012. Архивировано 6 ноября 2012 года.
  69. Правонарушения. Дата обращения: 3 ноября 2012. Архивировано 15 апреля 2014 года.
  70. Правонарушения. Дата обращения: 3 ноября 2012. Архивировано 15 апреля 2014 года.
  71. Колокольцев: коррупция и злоупотребления в ГИБДД остаются высокими. www.kommersant.ru (4 октября 2021). Дата обращения: 5 октября 2021. Архивировано 4 октября 2021 года.
  72. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года. Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision177666.pdf Архивная копия от 19 декабря 2017 на Wayback Machine
  73. Дело Росагролизинга — Русагропром, кредиты ВТБ
  74. Владимир Путин заявил о масштабной коррупции в «Русгидро» (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2013. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  75. крабовые аукционы в Приморье (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 февраля 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  76. Результатами аукционов по продаже квот на вылов приморского краба довольны не все (недоступная ссылка)
  77. Арест губернатора Сахалина Архивная копия от 10 марта 2015 на Wayback Machine // НТВ
  78. Путин одобрил снижение минимальных штрафов за взятки Архивная копия от 11 марта 2015 на Wayback Machine // ТАСС, 9 марта 2015
  79. Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Дата обращения: 12 ноября 2016. Архивировано 13 ноября 2016 года.
  80. Путин внес в Госдуму проект денонсации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Коммерсантъ (9 января 2023). Дата обращения: 9 января 2023.
  81. Коррупция — главное препятствие на пути экономического подъёма Архивная копия от 23 октября 2007 на Wayback Machine // Левада-центр, 22 июня 2006
  82. 2006 г. [3].
  83. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 474. Дата обращения: 4 сентября 2010. Архивировано 2 января 2018 года.
  84. «Старшеклассники танцевали и смеялись среди полицейских кордонов» Архивная копия от 30 октября 2020 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 27.03.2017
  85. Roman Dobrokhotov. Russia's new protest generation. Aljazeera (March 29,2017). Дата обращения: 7 апреля 2017. Архивировано 7 апреля 2017 года.
  86. Мы молчать не можем Архивная копия от 21 сентября 2020 на Wayback Machine // Блог Е. В. Масюк на официальном сайте СПЧ, 28.03.2017

Литература

Ссылки