Коронование Богоматери

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Д. Веласкес. Коронование Девы Марии Пресвятой Троицей. Ок. 1645. Холст, масло. Прадо, Мадрид

Коронование Богоматери — распространённая тема в западноевропейской иконографии: коронование Девы Марии Царицей Небесной после Её Вознесения на небеса.

Термин

Другие варианты на русс.яз.: Коронование Богородицы, Коронование Царицей Небесной, (преимущественно правосл.), Коронование девы Марии, Коронование Марии, Коронование Святой Девы (католич.). Не верно, но употребимо: Коронация девы Марии, Коронация Марии. (коронация - светский термин). Не корректно: Коронация Богородицы (Богоматери). Редко: Коронование (коронация) Мадонны, Приснодевы.

Иностранные языки: англ. Coronation of Virgin (Mary), нем.  Die Krönung Mariä (Marienkrönung), исп.  La Coronación de María (Virgen), итал. Incoranazione della Vergine (di Maria).

Понятие

Коронование Девы Марии Царицей Небесной от Самого Бога согласно доктрине римско-католической церкви является одним из эпизодов, входящих в цикл Вознесения Богоматери, и последним эпизодом Её жития.

Само Вознесение Девы Марии, как правило, подразделяется на четыре стадии:

  1. Успение — Богоматерь на смертном одре, в окружении апостолов-свидетелей
  2. погребение (изображается редко)
  3. собственно Вознесение, или Ассунта (итал. Assunta — Вознесённая); вариант: «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу» 
  4. Коронование вознесённой Девы, которое произошло сразу после Вознесения

Коронование Девы Марии отмечается католической церковью 22 августа. В православии есть только праздник Успения Богородицы.

Ты есть слава Иерусалима, честь нашего народа. Ты есть Королева небес и, королева Ангелов. Твоё имя будет благословенно вечно. (Хорватская молитва на «Коронование Богородицы на Царицу Неба и Земли»).

«Коронование девы Марии» (деталь), Ридольфо Гирландайо: Марию коронует Бог-Сын. 1504

Благословенная матерь Божия после своей кончины и Вознесения, разумеется, была достойна принять «царство благолепия и венец доброты от руки Господней» и стать одесную Бога в славе царской, как о том говорили пророки. Именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Теперь на небесах Богоматерь предстоит по правую руку от Бога и Сына Своего, ходатайствуя пред ним за грешников.

«Избрание Её для воплощения Сына Божия совершилось от всех лиц Святой Троицы — от Отца, Сына и Святого Духа. И венчание Её на царство совершилось от всех лиц Святой Троицы: Бог Отец венчал Её как Свою Дщерь, Бог Сын венчал Её как Свою Матерь, Святой Дух венчал Её как Свою Невесту»

(православная молитва)

Возникновение и источники

Никакой из католических догматов и ни единая строка в Священном Писании не говорят ничего о том, что Мария после вознесения на небеса была коронована. Тем не менее, несмотря на отсутствие подкрепления утверждёнными церковью догматами, эта тема в религиозном искусстве была очень популярна.

Эта традиция известна с XII века, причём своим возникновением она даже не обязана «Золотой легенде» — она либо развилась из текста, приписываемого епископу Melito of Sardis, либо из пламенных писаний, описывающих телесное вознесение Богоматери на небо, в особенности «De gloria martyrum» Григория Турского (VI в.) и наставления, ошибочно приписываемого Святому Иерониму (Псевдо-Иероним)[1]. В последнем Мария входит в рай как царица во славе, и небесное воинство ведет её к трону. Изначально этот образ опирается на Псалтырь 44:10—15 («…стала царица одесную Тебя в Офирском золоте…») и Песнь Песней 4:8, которые истолковываются как «приди, избранная, к моему трону» (Veni electa mea…in thronum meum)[2], а также на видении Иоанна Богослова: «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр. 12:1), которая истолковывается как Богоматерь, ставшая царицей. Песнь Песней как детальную аллегорию, в которой невеста отождествлялась с Девой Марией, истолковал Бернард Клервоский. Предтечей коронованию Богородицы послужил и следующий эпизод из жизни Соломона: после смерти Давида царем Израиля становится Соломон, и Вирсавия, мать Соломона, приходит к нему и просит у него покровительства. «Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3Цар. 2:19)[3].

«Золотая легенда» популяризировала сюжет своей пространной главой, посвященной Вознесению Девы Марии и её блистательному входу в Царство Небесное[4]. Некоторые фрагменты из этого описания были дословно скопированы из Псевдо-Иеронима. Эта популярнейшая книга Средневековья снабдила художников огромным количеством деталей и атрибутов, которые они с успехом стали использовать при работе над данным сюжетом.

В этот день обрели Небеса Благословенную Деву, возрадовались ангелы, торжествовали архангелы, Престолы пели и Господства музицировали, Начала сплетались голосами, а Силы играли на арфах, херувимы с серафимами, подхватывая гимны и восхваления, вознесли Её с благодарностями и прославлениями к трону божественного и высшего Владыки. (Иаков Ворагинский, «Золотая легенда»)

Иконография

Картина Рафаэля: внизу над открытым и пустым гробом с расцветшими лилиями стоят апостолы

Главная черта этого типа, в отличие от других изображений Девы Марии в образе Царицы Небесной, состоит в том, что корона на её голову ещё не надета, её держит кто-то другой.

Может быть несколько вариантов расположения фигур:

  1. Иисус и Мария сидят на тронах друг напротив друга, Мария увенчивается Иисусом.
  2. Мария находится между Отцом и Сыном, которые совместно увенчивают её короной. Вверху — голубь. Мария увенчивается Святой Троицей.
  3. Мария склоняет колена у ног Бога-Отца, часто сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы. Мария увенчивается Богом-Отцом. (Распр. в Италии XV в.).
  4. Над головой Марии корону держат ангелы (подтип, часто у картины другое название)

Два (или больше) ангела по бокам — обозначение присутствия небесных легионов. Часто изображение музицирующих ангелов — ведь Марию на небесах встречали торжественно; инструменты — это символ музыки небесных сфер. Иногда можно увидеть изображение сферы, на которую опирается Бог-Отец — это символ вселенной. Под ногами Марии встречается полумесяц — он пришёл из строк Иоанна Богослова. А цветы служат для обозначениня чудного аромата, возникшего в момент Успения, по свидетельству очевидцев. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет, изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli). В руках Иисус может держать книгу со строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди, избранная…).

Коронование может быть совмещено с сюжетом Успения (тогда картина имеет две зоны, земную и небесную), и с сюжетом Вознесения. Изображение может сопровождаться как предстоящими апостолами — свидетелями последних минут жизни Марии, так и просто избранными святыми — патриархами, Отцами Церкви, мучениками, и даже донаторами (коленопреклоненными). Такое количество свидетелей приближает поздние работы к типу Sacra Conversazione. В искусстве Контрреформации возникнет стремление вытесенения этой темы Непорочным зачатием.

Фрагмент алтарного образа Джентиле да Фабриано

В искусстве

Самое раннее известное произведение искусства данной иконографии (первого типа) — скульптура в верхнем регистре тимпана Собора Сенли (ок. 1170), в нижнем регистре которого высечены Успение и Вознесение. Эта композиция повторяется почти полностью в тимпане Шартрского собора (11941260)[5], напрашиваясь на сравнение с мозаикой «Maria Ecclesia» в Санта-Мария-ин-Трастевере. Правда, строго говоря, эти два тимпана ещё нельзя назвать изображениями «Коронации Богоматери», поскольку Мария на них уже с короной, надетой на голову. Зато тимпан Нотр-Дам де Пари уже отвечает этому требованию: ангел, спускаясь с небес, увенчивает Богоматерь венцом. Та же самая композиция появляется в резьбе по слоновой кости этого же времени.

Наконец, в XIII в. мы находим фреску в Англии (Black Bourton), где заметно приближение к классическому типу: Бог-сын приподнимает свою правую руку, чтобы короновать мать. Подобная иконография «лицом к лицу» была подхвачена многочисленными мастерами XIV и XV вв., часто с фланкирующими ангелами по бокам. С распространением «Золотой легенды» сюжет становится всё более популярным. Растущую популярность этой темы в искусстве Эпохи Ренессанса исследователи связывают с развитием самосознания и восприятием личности, индивидуальности, свойственным этому периоду, что выражалось в моде на «триумфальность», «славословие», «чествование личности» применительно ко многим сюжетам.

Произведения на данный сюжет писало бесчисленное количество западноевропейских мастеров, включая Джентиле да Фабриано, Лоренцо Монако, Джотто, фра Беато Анджелико (несколько вариантов), Боттичелли (неск. вар.), Мемлинг, Дюрер, Гирландайо, Джованни Беллини, Эль Греко (неск.вар.), Филиппино Липпи, фра Филиппо Липпи, Рафаэль, Веласкес, Гвидо Рени, Аннибале Карраччи и так далее[6]. Особенно известна картина Веласкеса, выполненная им по просьбе королевы Изабеллы Бурбонской для её личных покоев.

Православные иконы

Никита Павловец, «Вертоград заключенный», ок.1670, ГТГ. Мария коронуется ангелами

Иконография Коронования Богоматери встречается и в православии от Балкан[7] до России.

Коронование Богородицы, Русский север, около 1860

В русской иконописи композиция появилась в конце XVII в., под влиянием, как считается, привозных гравюр[8]. Ареал наибольшего распространения — Украина в XVIII-нач. XIX вв. Одним из ранних примеров можно считать «Коронование» в среднике иконы «Успение Богоматери» 1694 г. Кирилла Уланова из церкви Покрова в Филях. В более позднее время выделяется уже как отдельный сюжет, подобно католическому варианту. Вначале сюжет «Коронования» вызывал в России своим сходством с западным догматическое неудовольствие. Однако, поскольку он отвечал тексту 44-го псалма «…Предста царица одесную тебе…», иллюстрированного иконой (см. Предста Царица), почитавшейся на Руси минимум с XIV в., и впрямую не проводил католический догмат, бытование подобной иконы всё-таки оказалось возможным. Вариант с коронованием Марии ангелами послужил почвой для развития независимого типа православной иконы, называемый «Вертоград заключенный»[9]

Как отмечают исследователи[10], в Российской империи широкое распространение мотив коронования Царицей Небесной получил в годы «бабьего царства» XVIII в., в особенности, в эпоху правления Екатерины II — причём подчас даже вытесняя изображение Вседержителя с главного купола.

См. также

Примечания

  1. Coronation of the Virgin. Evolution Архивировано 9 октября 2007 года.
  2. Соответствующие тексты на Opusdei.us. Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  3. PETER GREIF`S SIMBOLORUM. ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ. Мария.. Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  4. Глава в «Золотой легенде», англ.яз. (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  5. Сюжет в кафедральной скульптуре (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 8 августа 2007 года.
  6. Обширнейшая галерея. Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  7. Балканские иконы (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 3 сентября 2007 года.
  8. О книгах-образцах для русской иконописи. Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  9. Иконы «Вертоград заключенный» (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 18 сентября 2007 года.
  10. Н. В. Мальцев. «Символы царской власти в иконостасах церквей Северной России». Дата обращения: 20 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.