Коппе, Франсуа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсуа Коппе
фр. François Édouard Joachim Coppée
François Coppée.jpg
Род деятельности поэт, прозаик, драматург

Франсуа́ Коппе́ (полное имя Франсуа́ Эдуа́рд Жоаше́н Коппе́, фр. François Édouard Joachim Coppée; 26 января 1842, Париж23 мая 1908, там же) — французский поэт, драматург и прозаик, представитель парнасской школы, с 1884 года — член Французской академии.

Жизнь

Родился в семье служащего. После обучения в лицее Сен-Луи служил чиновником в военном министерстве, начал писать стихи, присоединившись к группе парнасцев (впоследствии творчество Коппе начало сильно расходиться с их эстетической программой). Его первый сборник стихов «Реликварий» (Reliquaire, 1866) встретил одобрительные отзывы в печати. В 1869 году впервые проявил себя как драматург, успешно дебютировав пьесой «Прохожий» (Le Passant, русский перевод 1892); также большой популярностью пользовались написанные под впечатлением франко-прусской войны стихотворные драмы «Делай то, что должен» (Fais ce que dois, 1871) и «Сокровища избавления» (Les bijoux de la délivrance, 1871). Также Коппе принадлежит ряд драм на исторические темы: «Якобиты» (Les jacobites, 1885, русский перевод 1889) и др.

Постепенно отходя от поэтического творчества, Коппе всё больше проявлял себя как драматург, новеллист и общественный деятель. В 1878 году он был назначен архивистом Комеди Франсез и занимал этот пост до избрания во Французскую академию (1884). В 1888 году был награждён Орденом Почётного легиона. В последние годы жизни Коппе вернулся в лоно католической церкви, присоединился к движению французских националистов1899-1902 возглавлял организацию «Лига французского отечества»), поддерживал позицию обвинителей в дискуссиях, вызванных делом Дрейфуса.

Творчество

Коппе был одним из самых популярных и широко читаемых поэтов своего времени, но вскоре его творчество стало предметом насмешек и пародий «проклятых поэтов» (Верлена, Рембо, Кро) и впало в забвение. Его стихи отмечены несколько назидательным патриотизмом, чувствительностью, вниманием к повседневности, интересом к чувствам простого человека (за что Коппе получил прозвание «поэта бедняков»). Многие стихотворения, отличающиеся характерной для парнасцев музыкальностью, чёткостью композиции и экспрессивностью, вошли в репертуар чтецов-декламаторов. К его стихам не раз обращались композиторы-современники (Делиб, Массне, Сен-Санс, С.Шаминад) , его стихотворение Эхо (Я горько сетовал в пустыне) положено на музыку Римским-Корсаковым.

Произведения Коппе в различных жанрах многократно издавались в России в конце XIX века (переводы П. Вейнберга, О. Чюминой и др.). В СССР его творчество подвергалось нападкам за «буржуазность» и «реакционность».

Примечания

Ссылки