Конь в геральдике

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Конь[1] — естественная негеральдическая гербовая фигура.

Учитывая огромное транспортное и военное значение коня вплоть до середины XIX века для всего человечества, символ приобрёл колоссальное значение в символике, эмблематике и геральдике всех народов.

Конь — одна из древнейших эмблем человечества в Европе, Азии и Африке. Самым значимым и распространённым изображением коня в геральдике является — герб Погоня, имеющийся в гербах европейских стран и городов.

История

Вместе со львом и орлом — конь входит в высшую триаду натуральных геральдических животных. Минимальная конная экипировка рыцаря включала четыре коня (все они подлежали заботам оруженосца): боевой конь полагался для сражений, а также турнирный, парадный и тягловый для грузов. Тот который появился на щитах и гербах, скорее всего — боевой, иногда он изображался покрытый доспехами или вьючным седлом, но чаще — натуральный, открытый вражеским ударам. В мирное время конские доспехи — попона, а в военное время конь получал полное снаряжение. В обоих случаях — и на рыцарских доспехах и на конских воспроизводились гербы владельца.

Конь в геральдике иностранных государств

В европейской символике, конь традиционно соединяет в себе лучшие качества многих животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы[2].

В других странах такой специфики употребления эмблемы коня никогда не сосуществовало, поскольку эта традиция, идущая от Византии, перешла и сохранилась только в Российской империи. В государственных гербах ряда стран конь употреблялся в качестве щитодержателя, но и в этом случае, как конь-единорог (герб Великобритании). В странах Америки, в гербах штатов США, Канады, Мексики и Бразилии употреблялась эмблема "дикий конь", означающая не только и не столько коневодство в этих землях, сколько исторических факт освоения целинных земель, прерий и нового, ещё не освоенного пространства при возникновении этих штатов. Именно в таком смысле присутствует эмблема "дикого коня" на государственных гербах Уругвая и Венесуэлы.

Конь в геральдике России

В первом российском сборнике эмблем и их толкований «Символы и эмблемата», изданном в 1705 году по указу Петра I, образ коня также трактуется как «знак войны, сражения, победы, храбрости, мужественного воина, полководца или власти над войском».

Как символ предстоящего освоения Сибири "дикий конь" был внесён в герб Томской губернии и его уездных городов.

В советское время, в силу того, что конь, как эмблема в русской дореволюционной геральдике употреблялся всегда большей частью в государственных и дворянских гербах в сочетании с фигурами святых: Святого Георгия, Святых Флора и Лавра или в родовых гербах высшей знати (герб Погоня), но вместе с другими классовыми эмблемами были отменены.

Конь в современных гербах России

В настоящее время конь (различные варианты) входит в гербы[3]:

  • Районов: Сосновского р-на Челябинской обл., Самойловского р-на Саратовской обл., Камышлинский р-на Самарской обл., Борисоглебский р-на, Ярославской обл.

Блазонировка

Блазонируется с учётом позы и цвета, требует точного и полного уточнения деталей сбруи. Учитывая многосоставность деталей сбруи, геральдика довольствуется блазонированием только её главных частей: уздечки, седла, подпруги. Гербовый щит, обременённый фигурой лошади в боевом облачении и сидящей на ней рыцаре в доспехах, относится к одной из труднейших задач.

Конь или его отсечённая голова в гербе представляется всегда в профиль, всегда должна быть в сбруе или под седоком, а если без седока и сбруи, с распущенным хвостом, то такой конь называется "диким конём" или дикая лошадь (фр. gai).

"Лошадиная" голова изображённая не в профиль — обозначает любое вьючное, неблагородное животное и блазонируется в зависимости от страны, где встречается такая эмблема, как "мул", "онагр", "осёл" и.т.д.

В зависимости от экипировки коня: взнузданной (фр. bride), осёдланной (фр. selle), покрытой латами (фр. barde), попоной (фр. caparасоnne);

Пребывающий в покое конь описывается, как "стоящий", "пасущийся" и "пятящийся".

Если конь находится в движении, то это "бегущий" или "галопирующий".

Если даётся передняя половина коня или менее его корпуса, то он называется "рождающимся".

Конь встающий на задние ноги называется "восстающим", но здесь есть нюансы по степени поднятия передних ног вверх, когда вставшее на дыбы животное достигает максимальных размеров (как восстающий лев).

Конь предполагается рассерженным, бешеным (фр. effare, cabre), когда поднялся на дыбы, и только играющим (фр. anime), когда цвет глаз отличен от цвета всего тела[2][4].

Конские глаза описываются — глаза такого то вот цвета.

Трактовка гербов

Золотой конь в синем поле щита означает бесстрашную душу, соединённую с прирождённым благородством. Красный конь в золотом поле представляет великодушного воина, направляемого благородными помыслами и нетерпимого к промедлению, излучающего огонь в своих движениях. Конь в уздечке представляет военного человека, выполняющего команды своего начальника и умеющий обуздывать свои страсти. Бодрый конь, без упряжи и брони — символ отдыха после полученной в ратных делах усталости.

В геральдике также имеются варианты коня: Единорог (герб Боньча), Пегас, Гиппокамп, Мелькарт, Кентавр (Китоврас).

Кузнечное дело

В настоящее время у генеалогов нет единого мнения относительно самостоятельности атрибутов коня (подкова, стремя, шпоры, колючие шипы и.т.д.):

Благородное занятие кузнечным делом, отмеченное ещё в мифологии античности, представлено в геральдике лошадиной подковой, которая не только оберегала копыто боевого коня, но и символизировала "твёрдую волю следовать знаменитым свершениям предков", что получило большой распространение в польской геральдике (гербы: Подкова, Ястршембец, Слеповрон, Любич, Крживда, Покора, Побог, Заглоба, Божаволя, Месяц-Затаённый, Тэнпа Подкова и.др). Подкова может изображаться с открытым или закрытыми отверстиями для гвоздей.

Копыто имело врагов более опасных, чем неровная дорога или почва: чтобы сдерживать натиск кавалерии , оборонявшиеся разбрасывали четырёхконечные металлические колючки (в России известны под названием "троицкий чеснок"), три шипа которых опирались на землю, а четвёртый всегда торчал вверх. Опасная колючка внушавшая страх, завоевала право появляться в гербах и относится к геральдике коня.

Галерея

Примечания

  1. Примечание: в описании всегда даётся конь и никогда лошадь.
  2. 2,0 2,1 Лакиер А. Б., 1855, с. 61.
  3. Сост. А.Г. Мерников. Геральдика России: полная иллюстрированная энциклопедия. М. Изд: Мир энциклопедий Аванта +. 2008 г. 512 Выборка гербов. ISBN 978-5-98986-210-8.
  4. Арсеньев Ю. В., 1908, с. 176.

Литература

  • Fox-Davies A. C. A Complete Guide to Heraldry : [англ.] / A. C. Fox-Davies. — New York : Dodge Pub. Co., 1909. — 704 p.
  • Арсеньев Ю. В. XIII. Обыкновенные (негеральдические фигуры) // Геральдика : лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907/8 г. / Ю. В. Арсеньев. — Москва : Московский археологический ин-т, 1908. — С. 176.
  • Лакиер А. Б. § 20. Четвероногие животные // Русская геральдика / А. Б. Лакиер. — Санкт-Петербург : Типография 2-го Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1855. — Кн. 1. — С. 58.
  • Сост. к.и.н. В.В. Похлёбкин. Словарь международной символики и эмблематики. М. Изд. Междун. Отношения. Изд. 3-е. 2001 г. № 96. Конь.  ISNB 5-7133-0869-3.
  • Сост: Джованни Санти-Мадзини. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем. М. Изд: Астрель. Конь. стр. 398-399. ISBN 978-5-271-10044-4.