Консультативно-совещательный орган

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Консультативно-совещательный орган — это коллегиальное учреждение или орган, созданные при органе публичной власти на постоянной или временной основе в целях обеспечения участия граждан в управлении государственными и общественными делами путем проведения консультаций с общественностью, предварительного обсуждения вопросов, отнесенных к компетенции органа публичной власти и осуществление общественного контроля за его деятельностью[1].

В Словаре Ожегова термин "совещательный" означает то, что относится к праву обсуждения каких-н. вопросов, но не к праву их решения[2].

В Энциклопедическом словаре государственного управления, составленного учеными Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, понятие «консультации с общественностью» определяется как организованный органами публичной власти двусторонний обмен информацией с общественностью с целью выработки социально обоснованных государственно-управленческих решений по вопросам социально-экономического развития, удовлетворение социальных потребностей и интересов широких слоев населения[3].

Консультативно-совещательные органы начинают занимать все более заметное место в процессе принятия нормативно-правовых актов в демократических государствах мира. На сегодня при органах публичной власти создан ряд консультативно-совещательных органов, имеющих различный статус, количественный состав, порядок создания и деятельности и тому подобное. Учитывая конституционное законодательство различных стран, консультативно-совещательные органы имеют разные свои наименования: общественные советы, консультативные комитеты, совещательные или экспертные комиссии, общественные коллегии, рабочие группы, общественные палаты, консультативные ассамблеи, экспертные службы, общественные жюри и т.д.[4]

В Украине правовой основой создания и деятельности таких органов является Конституция Украины, законы и другие нормативно-правовые акты. Статус консультативного органа, полномочия, основные направления и формы деятельности определяются положением о конкретном орган или специальным актом соответствующего государственного органа - постановлением, распоряжением, приказом и тому подобное. Порядок создания консультативно-совещательных органов определяется Постановлением Кабинета Министров Украины "Вопросы консультативных, совещательных и других вспомогательных органов, образованных Кабинетом Министров Украины" от 17 июня 2009 N 599[5].

В России наиболее известным консультативно-совещательным органом является Общественная палата РФ, статус которой определяется отдельным законом[6].

См. также

Примечания

  1. Нестерович В.Ф. Вплив громадськості на прийняття нормативно-правових актів: проблеми конституційної теорії та практики: Монографія. — Луганськ: РВВ ЛДУВС ім. Е.О. Дідоренка, 2014. — С. 342. — 736 с.
  2. Совещательный. Словарь Ожегова. [1]. Архивировано 30 августа 2018 года.
  3. Енциклопедичний словник з державного управління (2010). авт.- уклад. : Ю. П. Сурмін, В. Д. Бакуменко, А. М. Михненко та ін. ; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурміна. К.: НАДУ. с. 820. .
  4. Нестерович В.Ф. Конституционно-правовое регулирование консультативно-совещательных органов в европейских государствах // Юристъ-Правоведъ. — 2013. — № 3. — С. 31-35.
  5. Постанова Кабінету Міністрів України "Питання консультативних, дорадчих та інших допоміжних органів, утворених Кабінетом Міністрів України" від 17 червня 2009 р. N 599. [2].
  6. Федеральный Закон "Об Общественной палате Российской Федерации" Архивная копия от 29 августа 2018 на Wayback Machine