Конкурентный дух

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Конкурентный дух – это глубокая внутренняя расположенность людей к участию в конкуренции, склонность к соперничеству.

Конкурентный дух – категория, впервые описанная при исследовании личностного начала конкуренции в предпринимательстве.

На рубеже XIX – XX вв. М. Вебер сформулировал концепцию предпринимательства как призвания, угодного Богу, осуществление которого в мире недоверия и ненависти возможно лишь при обладании предпринимателями особыми харизматическими свойствами. При этом деятельность предпринимателя, ведомого «духом капитализма» наделялась нравственным значением[1].

Позднее В. Зомбарт впервые предложил и сформулировал категорию предпринимательского духа[2].

Конкурентный дух – это глубокая внутренняя  расположенность людей к участию в конкуренции, склонность к соперничеству, на которые почти сто лет назад указывал Т. Веблен[3].

И. Кирцнер указывал на конкурентную бдительности, как на свойство психики, обеспечивающее предпринимательский элемент в человеческом механизме принятия решений[4].

Конкурентный дух, наряду с профессиональной компетентностью, личностными способностями, и также конкурентным образом мышления, является обязательным компонентом личной конкурентности индивида.

Ю.Б. Рубин в качестве признаков конкурентного духа выделил следующие личностные качества и персональные склонности:

  • склонность к обнаружению соперников и идентификации сферы деятельности как конкурентной среды;
  • склонность к реакциям на действия соперников на бескомпромиссной или рационально компромиссной основе;
  • склонность к радости от побед и к огорчениям в связи с поражениями;
  • психологическая выдержка, помогающая компаниям переносить долговременное применение оборонительной тактики, опасные действия и угрозы соперников, внутренние конфликты, неопределенность многих обстоятельств ведения бизнеса;
  • трудолюбие, позитивный настрой, энергичность, стойкость;
  • склонность к лидерству в менеджменте конкурентных действий и других направлениях менеджмента фирмы[5].

Наличие конкурентного духа способствует успеху при проведении конкурентных действий. Выполнение конкурентных действий подкрепляется постоянным, энергично, спокойно, последовательно и взвешенно реализуемым конкурентным настроем лидеров компаний по отношению к соперникам.

Свидетельствами торжества конкурентного духа становятся конкурентные преимущества компаний.

Литература

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения.. — Москва: Прогресс, 1984.
  2. Зомбарт В. Буржуа. — Москва: Наука, 1994. — С. 45-49.
  3. Веблен Т. Теория праздного класса. — Москва: Прогресс, 1984. — С. 138-140.
  4. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — С. 36-37.
  5. Рубин Ю.Б. Конкуренция: влияние личностного начала лидеров компаний // Современная конкуренция : журнал. — 2017. — Т. 11, № 3 (63). — С. 118-143. Архивировано 29 августа 2018 года.