Композиция (изобразительное искусство)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
А. А. Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Компози́ция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В самом общем значении — «наиболее сложный и совершенный тип структуры: художественно-образный». В отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность, в которой все элементы органично связаны между собой. Иногда художественную композицию сравнивают с живым организмом, в котором органично соединены душа и тело[1]. В упрощённом определении: «построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника»[2]. Однако в последнем определении, во-первых, нивелируется значение композиционных закономерностей, общих для всех видов искусства, и не только изобразительных, в частности в музыке, поэзии, а во-вторых, понятие «построение» относится, скорее, к конструкции, смысл которой отличен от композиции, например в архитектуре. Так архитектурная композиция представляет собой содержательно-формальную целостность элементов, возникающую в результате художественно-образного переосмысления строительной конструкции[3]. В живописи «композиция есть форма существования картины как таковой — как органического целого, как смыслового единства»[4].

Общее понятие и структура композиционной целостности

Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик искусства и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435—1436): «Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение» как «акт свободной художнической воли»[5]. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (итал. сomponimento  — сочинение). Предположительно, такое понимание композиции Альберти заимствовал из классической филологии[6].

Альберти рассматривал композицию не в форме завершённой картины, а в качестве метода творческого процесса художника, раскрывающего последовательность и содержание основных этапов работы. Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Последнее уточнение имеет частный характер и связано с эстетикой эпохи Возрождения, стремлением к идеальной, уравновешенной форме произведения искусства. Оригинальное определение композиции дал английский художник и теоретик искусства Хогарт, Уильям Уильям Хогарт в трактате «Анализ красоты» (1753): «Многообразие без путаницы, простота без обнажённости, великолепие без мишуры, отчётливость без жёсткости, величина без чрезмерности… чудесное многообразие всех частей вместе взятых»[7].

Согласно определению русского художника и учёного-психолога Н. Н. Волкова (1897—1974), композиция — это «конструкция для смысла»[8], в иной формулировке — «алгоритм творческого процесса». По определению С. М. Даниэля композиция — это не состояние (даже в относительном смысле), а «процесс, регулирующий развертывание идеи»[9].

Композиционная целостность относится к структурам открытого, модификационного типа. В ней отсутствуют непреложные законы — творчество художника «вне закона», оно свободно по определению, но существуют закономерности как вероятностные тенденции формообразования. Отдельные элементы композиции могут заменяться без ущерба для целого, но принцип связей остаётся неизменным. В композиционной целостности каждый из элементов приобретает уникальный, неповторимый смысл только в одном-единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами. Поэтому каждая композиция уникальна, она возникает лишь однажды, но она типологична и соотносится с духом эпохи, в которую была создана, конкретной историко-культурной ситуацией, объективными и непредсказуемыми субъективными факторами, замыслом и чувством художника. По определению В. П. Зубова «Органическое целое само оказывается определяющим законом для своих частей, а части, рассматриваемые в свою очередь как мельчайшие целые, сохраняют свою относительную самостоятельность, то есть гарантируют свободу художника на всём протяжении творческого процесса. Простая детерминированность частей целым, модульность есть и в механизме, например в часах, но синтез детерминированности и свободы дан только в художественном организме»[10].

В теории искусства и творческой практике слово «композиция» используется в следующих основных значениях:

  • Предмет художественной деятельности;
  • Творческий метод художника (в общем определении как «способ действия»);
  • Один (наиболее универсальный) из способов формообразования в искусстве;
  • Процесс художественного творчества (композиционный процесс), складывающийся из отдельных, качественно своеобразных этапов (например анализа и синтеза, предварительного эскиза, композиционной разработки и завершения);
  • Результат этого процесса, особое качество целостности, проявляющееся в законченном произведении;
  • Один из разделов теории искусства, учебная дисциплина, изучающая принципы и методику работы над композицией[11].

Как целостный феномен, композиция трудна для изучения, теоретического анализа, поскольку её закономерности и разновидности постоянно обновляются в историко-художественном процессе и на уровне индивидуального творческого мышления каждого художника. Об этом процессе мы можем судить только косвенно, рассматривая отдельные произведения в их материальной форме, в которой не всё проявлено, сравнивая, обобщая, отыскивая имманентные признаки и перманентные идеи. В основе любой композиции лежит некоторая абстрагированная идея, с трудом выражаемая словесно либо изобразительно — с помощью предварительного эскиза, наброска, модели. Например: идея возвышения, напряжения либо, напротив, умиротворения, покоя. При этом во всех модификациях изобразительной формы сохраняются скрытые инварианты (постоянные архетипы мышления). Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность. Количество таких архетипов, иначе называемых модусами (лат.  modus — образец, образ действия, способ), ограничено, но их сочетания рождают бесконечную вариативность. Форму выражения идеи и соответствующего архетипа мышления именуют темой (греч. θέμα — положенное, установленное). Тема произведения искусства, согласно иерархическому принципу содержательно-формальной целостности, становится содержанием для новой формы — мотива. Так, например, в музыке из отдельных мотивов складывается «тема с вариациями», или лейтмотив (нем.  Leitmotiv — ведущий мотив) — повторяющаяся музыкальная фраза, гармонический оборот, то же, что в изобразительном искусстве «направленность формы». Так в архитектуре: арка — разновидность строительной конструкции — является темой, а повторяющийся ряд арок — аркада, — мотивом архитектурной композиции определенного художественного стиля. Ряд полуциркульных арок является мотивом романского искусства, стрельчатых — характерный мотив готического стиля, подковообразных — арабского и испано-мавританского зодчества, «римская архитектурная ячейка», соответственно названию, — типичный мотив древнеримской архитектуры; полуциркульная арка, опирающаяся непосредственно на капители колонн, — одна из основных тем архитектуры эпохи итальянского Возрождения[12].

Теории композиции в изобразительном искусстве в отечественной историографии посвящены работы В. А. Фаворского, А. Д. Гончарова, Л. Ф. Жегина, И. И. Иоффе, П. Я. Павлинова, С. М. Даниэля, В. Г. Власова, А. В. Свешникова. В начале XXI века композицию во всех видах архитектонически-изобразительных искусств всё чаще рассматривают в качестве диссипативных (открытых, «рассеянных») систем, кластерных или фрактальных структур с применением методики компьютерного моделирования[13].

Теория композиции в искусстве объединяет системой терминов многие частные понятия. При искусствоведческом анализе композиционной целостности принято следовать иерархической структуре, от общего к частному: метод, методика (способы, средства, приёмы), техника (материалы, инструменты, технические приёмы обработки материала). Наименования способов, средств и приёмов достижения композиционной целостности разными исследователями формулируются по-разному. Чаще всего выделяют:

Композиционные средства (имеют парный характер)

  • Метр-ритм;
  • Симметрия-асимметрия;
  • Контраст-нюанс;
  • Консонанс-диссонанс;
  • Величина-масштабность;
  • Отношения величин-пропорции;
  • Подобие-различие[14][15].

Композиционные приёмы

  • Акцентирование зрительного центра (смыслового, геометрического);
  • Пондерация (уравновешивание неравновесных частей);
  • Пропорционирование, гармонизация отношений величин, в частности с использованием золотого сечения;
  • Выявление связующих элементов (сильных и слабых долей изобразительного поля, вертикалей и горизонталей, мажорных и минорных диагоналей)[16].

Конструктивные приёмы

  • «Картина в картине» (подобие форматов);
  • «Скос угла»;
  • Параллельность диагоналей (использование «правила прямого угла»);
  • Затемнение переднего плана с акцентированием трёх пространственных слоев;
  • Уподобление силуэтов различных пространственных планов;
  • Акцентирование «диагонали входа»[16].

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. — C. 90
  2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 269
  3. Некрасов А. И. Теория архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994. — С. 41—42
  4. Даниэль С. М. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986. — С. 6
  5. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В двух томах. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры 1935—1937. Перевод В. П. Зубова — Т. 1. — Кн. шестая. Глава вторая. — С. 178
  6. Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. — М.: Советский художник, 1984. — С. 24
  7. Хогарт У. Анализ красоты. — Л.: Искусство, 1987. — С. 144
  8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. — С. 13
  9. Даниэль С. М., 1986. — С. 122
  10. Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти // Леон Баттиста Альберти. Сборник статей. — М.: Наука, 1977. — С. 74
  11. Власов В. Г. Композиция // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 565
  12. Власов В. Г.. Архитектурная композиция: Опыт типологического моделирования //Архитектон: известия вузов. — 2012. — № 3(39). — URL: http://archvuz.ru/2012_3/1 Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
  13. Власов В. Г. Теория хаоса, аритмология и методы кластерного анализа в современном искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2015. — № 51
  14. Мошков В. М. К вопросу о формальных структурах в композиции монументально-декоративной росписи // Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. Сборник статей. — Л.: ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1973. — С. 16—26
  15. Власов В. Г., 2006. — С. 572
  16. 16,0 16,1 Даниэль С. М., 1986. — С. 59—125

Источники

  • Власов В. Г.. Искусство России в пространстве Евразии: В 3 Т. — Т. 3. Классическое искусствознание и «русский мир». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С. 85—155.
  • Власов В. Г.. Понятия композиции и конструкции в изобразительном искусстве // Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С.90-153.
  • Даниэль С. М. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986. — 196,[3] с., [12] л. цв. ил.
  • Левандовский С. О сюжете и композиции // Художник. 1981, № 4. — С.58-61.
  • Гончаров А. Д. О композиции // Художник. 1981, № 6. — С.34-37.
  • Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. — М.: Искусство, 1970.
  • Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. — М.: Советский художник, 1988.