Коммуна (социум)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Комму́на (от фр. commune «община»[1]) — идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда[1]. В дополнение к коммунальной экономике, для многих современных коммун становятся важными такие принципы, как принятие решений по согласию, не иерархическая структура и экологичный образ жизни. Эндрю Якобс (Andrew Jacobs) в газете «Нью-Йорк Таймс» написал, что, вопреки распространённым ошибочным представлениям, «большинство коммун 1990-х годов — не пристанища „свободной любви“ для „детей цветов“, а вполне упорядоченные и финансово состоятельные кооперативы, где установлены прагматические (а не психоделические) правила»[2].

Ныне[когда?] существует много идейных общин во всём мире; список некоторых из них можно найти на сайте международного общественного «Движения за идейные общины» (ДЗИО)[3]. Для классификации идейных общин в международном каталоге на сайте ДЗИО используется упрощённое определении коммуны как сообщества людей, в котором доходы и ресурсы (имущество, собственность, средства к существованию, средства производства) обобществлены полностью или почти полностью[4]:

Термин «коммуна» часто используется, особенно в прессе, для обозначения всех типов идейных общин или кооперативных обществ. Мы используем слово «коммуна» только по отношению к сообществам, в которых доходы и ресурсы обобществляются полностью или почти полностью. Такие коммунитарные группы отличаются большим разнообразием: от малых до больших, от городских до сельских, от христианских монастырей до секулярных коллективов анархистов. Они находятся в США и по всему миру. Большинство из них не похожи на стереотипную «коммуну хиппи» — но некоторые из коммун хиппи, основанных в шестидесятые годы, существуют по сей день.

Классификация коммун

Бенджамин Заблоки предложил следующую категоризацию коммун[5]:

Конечно, многие коммуны могут относиться более чем к одной из этих категорий.

Некоторые коммуны, такие как ашрамы «Общества веданты» или теософская коммуна «Ломаленд»ruen, образовались вокруг духовных лидеров, в то время как другие созданы на основе различных политических идеологий.

Основные принципы коммун

Главные черты общественных коммун, и само определение этого понятия, с годами претерпели изменения. До 1840 года коммуны были известны как «поселения коммунистов и социалистов»; с 1860 г. такие поселения стали называться «коммунитарными», а примерно с 1920 г. термин «идейная община» или «целенаправленное сообщество» (англ. intentional community) вошёл в употребление [6].

Молодые музыканты, живущие в общей коммуне в Амстердаме, 2008

В начале 1970-х годов Рон Робертс (Ron E. Roberts), автор книги «The New Communes», классифицировал коммуны как подкласс в большей категории «Утопии»[7]. Он перечислил три основные характеристики:

  1. Эгалитаризм — коммуны определённо отвергают иерархию или градации социального статуса как необходимость для поддержания общественного порядка;
  2. Человеческий масштаб — члены коммун считают окружающее общество слишком большим;
  3. Сознательный антибюрократизм[7].

Двадцать пять лет спустя Билл Меткальф (Dr. Bill Metcalf) в книге «Shared Visions, Shared Lives» дал определение коммуне как организации, имеющей следующие основные принципы:

  1. бо́льшая значимость группы, а не нуклеарной семьи;
  2. «совместные деньги и расходы»;
  3. коллективное домовладение;
  4. групповое принятие решений — в целом и в личных делах[8].

С совместной повседневной жизнью и хозяйством, коммуна является идеализированной формой семьи, будучи новой разновидностью «первичной группы» (обычно менее 20 человек). Члены коммуны чувствуют большую душевную близость ко всей группе (коммуне), чем к любой подгруппе[8].

Коммуны в мире

Используя упрощённое определение коммуны как сообщества людей с полным (или почти полным) обобществлением доходов и ресурсов, ДЗИО насчитывает в своей базе данных 289 коммун (во всём мире по состоянию на 25 июня 2017 г.)[4]. Некоторые из них являются религиозными организациями, такими как аббатства и монастыри, остальные созданы на базе других идей и общественных движений — например, антропософского движения «Камфилл»ruen.

Венесуэла

В 2010 году власти Венесуэлы инициировали создание около 200 «социалистических коммун», которые должны быть автономными и независимыми от правительства. К настоящему[когда?] времени, на создание таких коммун было потрачено 23 млн долларов США. Каждая коммуна имеет свой «продуктивный сад» для того, чтобы выращивать свои овощи и быть самообеспеченной. Так же коммуны самостоятельны в принятии своих административных решений, использовании финансовых средств и имущества[9].

Германия

Большое количество идейных общин в Германии идентифицируют себя как коммуны; так же там существует сеть политических коммунruen, которая называется «Kommuja»[10], в которой состояло около 30 групп в мае 2009 г. В Германии существует уже давняя традиция создания идейных общин, которая восходит к движению «Реформа жизни» XIX века. Позднее, уже после Первой мировой войны, в Веймарской республике было основано около 100 идейных общин; во многих из них была коммунальная экономика. Возрождение сообществ, называющих себя коммунами, началось в 1960-х годах с «Коммуны 1»rude в Берлине, за которой последовала «Коммуна 2» (также в Берлине) и «Коммуна 3» в Вольфсбурге.

Элизабет Вос (Elisabeth Voß) в книге о германских коммунах «Das KommuneBuch» даёт определение коммуны как сообщества, в котором[11]:

  • Люди живут и работают вместе;
  • Существует коммунальная экономика, то есть общие финансы и общественная (совместная) собственность на землю, строения, большую часть выпускаемой продукции;
  • Решения принимаются сообща — обычно на основе консенсуса (общего согласия);
  • Стараются ограничить иерархию и сократить иерархические структуры;
  • Практикуется взаимопомощь в домашней работе, присмотре и уходе за детьми, и в других коммунальных (бытовых) делах;
  • Признаётся равноправие мужчины и женщины;
  • Уменьшается экологический след вследствие экономии совместно используемых ресурсов.

Израиль

Обед в городской коммуне «Федерации работающей и учащейся молодёжи»ruen, Израиль

Израильские кибуцы — пример официально организованных коммун. Сегодня в Израиле существуют десятки городских коммун, которые часто называют «Городскими кибуцами» (ивр.קיבוץ עירוני‏‎) или «урбанкибуцами» (англ. urban kibbutz). Городские кибуцы как правило меньше по численности и более анархические, чем сельские[12]. Большинство городских коммун в Израиле уделяют особое внимание изменениям в обществе, образованию и участию в жизни города, в котором они находятся. Некоторые из городских коммун созданы выходцами из сионистско-социалистических молодёжных общественных движений, таких как «Федерация работающей и учащейся молодёжи» (ивр.הנוער העובד והלומד‏‎), «Ха-маханот ха-олим» и «Ха-шомер ха-цаир»[13].

Россия

В царской России большинство крестьян были членами сельских общин («мир», «круг»), в которых многие вопросы решались сообща[14][15].

Другим примером коммунальной жизни были монастыри, особенно общежительные. На традициях «мира» были основаны и такие формы совместной работы и жизни, как толока, помочи, артель.

В 1870-е—1880-е годы российские интеллигенты стали создавать коммуны для совместной жизни и общего труда, имевшие целью указать путь к реорганизации всего общества: это и колонии, которые создавали И. М. Коган и его жена Н.Н. Коган (в том числе «Криница» под Геленджиком, которая просуществовала более 30 лет)[16][17], туапсинское поселение С.Н. Кривенко с участием изобретателя-электротехника A.Н. Лодыгина (около 1873—1878 года); и попытки «интеллигентных мужиков», воспитанных А.Н. Энгельгардтом, основать «интеллигентные деревни» в начале 1880-х годов; и Крестовоздвиженское православное трудовое братство Н.Н. Неплюева в Черниговской губернии (конец 1880-х — конец 1920-х годов). Некоторые российские интеллигенты эмигрировали в США, чтобы основать подобные коммуны там: так возникла канзасская община «богочеловеков», последователей учения А.К. Маликова, присоединившихся к группе религиозных позитивистов во главе с В. Фреем (1875—1877 годы). В середине 1880-х годов стали возникать коммуны толстовцев[18][19].

В первые годы Советской власти были созданы множество сельских и городских трудовых коммун (например, артель героя гражданской войны Г. Котовского.)[источник не указан 2674 дня]

Среди наиболее известных коммун советского периода можно назвать

В Советской России создание коммун и коммунальных квартир, за редким исключением, носило добровольно-принудительный характер[a], однако сам идейный лидер коммунального движения В. И. Ленин ни за границей, ни в России не стремился жить в подобного рода общежитиях[b]

Казахстан

В современном Казахстане в г. Алматы существует ряд[сколько?] коммун экологического, зоозащитного и анархо-коммунистического толка[источник не указан 2511 дней].

США

В США коммуны часто связывают с движением хиппи «Обратно к земле»ruen, действовавшим в 1960-е — 70-е годы. Эндрю Джейкобс (Andrew Jacobs) в газете «The New York Times» написал о том, что «после десятилетий сокращения, с середины 1990-х гг. американское коммунитарное движение снова пошло в рост, благодаря развитию поселений, стремящихся соединить утопическую коммуну шестидесятых и склонность американцев к приватности и накоплению капитала»[22].

Известные примеры

См. также

Литература

Примечания переводчика

  1. 1,0 1,1 Неофициальный прямой перевод названия литературного произведения. Об официальном издании данного произведения на русском языке неизвестно.
  2. Другой возможный перевод названия этой религиозной организации — «Народ Иисуса — США», потому что англ. people имеет значения и «народ», и «люди», в зависимости от контекста. Об официальном переводе на русский данного наименования организации неизвестно.

Пояснения

  1. «В ленинской формулировке, утверждённой Петроградским советом в качестве постановления, был зафиксирован довольно симптоматичный, пожалуй, решающий для последующей политики Советской власти в сфере жилья момент — принципиальная невозможность для каждого человека иметь отдельную комнату. Именно с воплощения в жизнь этого положения начался этап коммуналок»[20].
  2. «Владимир Ильич объяснил мне тотчас по приезде, что прочие искровцы будут жить коммуной, он же совершенно неспособен жить в коммуне, не любит быть постоянно на людях. Предвидя, что приезжающие из России и из-за границы товарищи будут по российской привычке, не считаясь с его временем, надоедать ему, он просил по возможности ограждать его от слишком частых посещений»[21].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Коммуна // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998.
  2. Jacobs, Andrew. Yes, It's a Commune. Yes, It's on Staten Island. (англ.), The New York Times (29 November 1998), С. 1. Архивировано 5 мая 2013 года. Дата обращения 17 августа 2011.
  3. Welcome to the Intentional Communities Directory. directory.ic.org. Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 23 июля 2012 года.
  4. 4,0 4,1 Commune Directory - List of Communes (англ.). FIC Online Communities Directory. Fellowship for Intentional Community (18 августа 2011). — Communities which indicated they are 100% income sharing. — «We use commune only when referring to communities that share their income and resources completely, or nearly so». Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 23 июля 2012 года.
  5. Zablocki, 1971.
  6. Stockwell, 1998.
  7. 7,0 7,1 Roberts, 1971.
  8. 8,0 8,1 Metcalf, 1996.
  9. Tamara Pearson. 184 Communes Currently in Formation in Venezuela. venezuelanalysis.com. Дата обращения: 28 сентября 2010. Архивировано 23 июля 2012 года.
  10. Kommuja-Netzwerk (нем.). kommuja.de. Дата обращения: 6 сентября 2011. Архивировано 23 июля 2012 года.
  11. Voß, 1996, pp. 17—26.
  12. Horrox, James. A Living Revolution: Anarchism in the Kibbutz Movement. — pp. 87-109.
  13. Horrox, James. Rebuilding Israel’s Utopia. // Zeek: A Jewish Journal of Thought and Culture. — 2007. — October.
  14. Энгельгардт, Александр. Письма из деревни. — М., 1987.
  15. Морозов, Юрий. гл. 13 // Пути России. — М., 1992. — Т. 2.
  16. История возникновения российского коммунитарного движения. Дата обращения: 9 ноября 2022. Архивировано 9 ноября 2022 года.
  17. Основатели и идеалы общины «Криница». Дата обращения: 9 ноября 2022. Архивировано 9 ноября 2022 года.
  18. Гордеева И. А. История возникновения российского коммунитарного движения. Дата обращения: 9 ноября 2022. Архивировано 9 ноября 2022 года.
  19. Гордеева И. А. «Забытые люди». История российского коммунитарного движения. Дата обращения: 9 ноября 2022. Архивировано 17 июня 2021 года.
  20. Черных А. И. Жилищный передел. Политика 20-х годов в сфере жилья // Социальная политика. — 1995. — С. 71—77. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  21. Алексеев Н. А. Воспоминания о В. И. Ленине. — М.: Госполитиздат, 1956.
  22. Jacobs, Andrew. Extreme Makeover, Commune Edition (англ.), The New York Times, The New York Times Company (11 June 2006), С. 1. Архивировано 31 марта 2015 года. Дата обращения 9 сентября 2011. «after decades of contraction, the American commune movement has been expanding since the mid-1990s, spurred by the growth of settlements that seek to marry the utopian-minded commune of the 1960s with the American predilection for privacy and capital appreciation».

Ссылки