Колёсная лира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Колёсная лира
Lira.jpg
Пример звучания
Классификация Струнный фрикционный музыкальный инструмент
Родственные инструменты органистр, никельхарпа

Колёсная ли́ра струнный фрикционный музыкальный инструмент. По методу воздействия на струну аналогична смычковым инструментам, только роль смычка в ней выполняет вращающееся колесо. Известна в России, на Украине (укр. колісна ліра, риля, реля), в Белоруссии (белор. колавая ліра, лера), Литве, Польше, Словакии, Чехии, Германии, Франции (фр. vielle à roue — букв. — «колёсная скрипка»), Швеции и других странах Восточной и Северной Европы[1].

История и распространение

В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к классическому Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (около 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).

В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который вращал ручку). После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе, будучи одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку она утратила популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

Французские колёсные лиры в зависимости от региона различаются конструктивно, хотя самыми распространёнными вариантами корпусов является лютневидный и гитарообразный. Струны (две мелодические и четыре бурдонных, находящихся в узкой бурдонной коробке) жильные, однако сейчас почти повсеместно используются металлические струны. Одной из особенностей французских лир является наличие т. н. жужжащего мостика (фр. chien — букв. — «собачка»), на который натянута бурдонная струна. Одним концом мостик вставляется в паз на деке, таким образом удерживая мостик на месте, а другим, т. н. «молоточком» прилегает к деке, что позволяет вибрировать. При медленной прокрутке колеса лиры давление верхней бурдонной струны (фр. trompette) удерживает мостик на месте, но при ускоренной прокрутке «молоточек» приподнимается, задевая поверхность деки и издавая характерный жужжащий звук. Он используется для ритмичного аккомпанемента основной мелодии, особенно в плясовых мелодиях. На современных лирах их количество может достигать до четырёх. Чувствительность жужжащего мостика регулируется с помощью колка (фр. tirant), изменяющего боковое натяжение на струну и таким образом регулирующего чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса. Существуют фестивали лирников и ансамблей из их числа. Самый известный проводится в Сен-Шартье (департамент Эндр) около 14 июля[2][неавторитетный источник?].

В венгерской колёсной лире (венг. tekerőlant — букв. — «поворотная лютня», венг. tekerő, nyenyere, nyekerő) также присутствует жужжащий мостик (венг. recsegő — букв. — «жужжалка»), однако регулировка чувствительность осуществляется с помощью клинышка (венг. recsegőék), отклоняющего бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью управляется запястьем лирника. Кроме того, венгерская колёсная лира обладает двумя-тремя бурдонными и одной-двумя мелодическими струнами, корпус широкий и обильно украшен, нередко — резной[2].

Колёсная лира в Верхних Мандрогах

В России появилась в XVII веке[3][4], вероятно, проникнув с территории Украины[5]. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие[3] и слепые[4], исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи[6], а изредка песни другого характера и плясовые мелодии. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества в связи с гонениями со стороны власти и духовенства[4]. Как правило, у русских колёсная лира закрепилась в Подонье и Черноземье — Ростовской, Орловской, Брянской, Курской областях и на Ставрополье. Также существуют сведения о бытовании колёсной лиры в Подмосковье (лирников можно было увидеть на московских улицах и рынках ещё в 1920-х годах[6]), Смоленщине, Калужской, Воронежской, Тульской и ряде других областей. Русская колёсная лира отличается небольшим количеством струн — от двух до четырёх и таким же небольшим звукорядом, используются жильные струны, в наше время — нейлонные и металлические[6]. Как правило, корпус — скрипкообразный. Количество клавиш — от шести до девяти (например, у орловской лиры, хранящейся в московском Дашковском этнографическом музее всего девять клавиш, но употребительны только шесть). Играют на русской колёсной лире сидя, положа её на колени, иногда для удобства у лиры присутствует ремешок. Изготовлением лир, как и в прошлом, как и сейчас, занимаются специализированные плотники и мануфактуры (до революции, например, производство колёсных лир было налажено в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии). Традицию исполнительства на лире в Курской губернии изучал Михаил Сперанский, на Брянщине — Лев Кулаковский, а в Орловщине — А. Л. Маслов[7].

Среди донских казаков колёсная лира (местное название — рыле(й)) бытовала до первой трети XX века, на ней, помимо духовных и исторических песен, также исполняли протяжные песни, плясовые мелодии[6] и былины, из-за чего исполнители могли приглашаться на праздники. Однако у них ареал распространения был довольно узкий — во время своей экспедиции по Подонью 1902—1903 гг. этнограф и музыковед Александр Листопадов обнаружил бытование лиры лишь в Усть-Белокалитвенской (любимой песней белокалитвинских исполнителей на лире была «По Донцу, Донцу») и Екатерининской станицах, где проживало пять исполнителей-рылешников. Донская лира — четырёхструнная, с двумя мелодическими, одной бурдонной (иногда канительной, а не жильной), и одной, располагающейся в корпусе струной для возвращения клавиш в исходное положения после нажима (она могла изготовляться даже из верёвки). Именно из-за непрерывного гудящего звучания бурдонной струны лира у донцов также называлась гудком (данный термин также употреблялся и к бурдонной струне), а исполнитель — гудошником. Корпус у донской лиры — овальный с длинной и широкой шейкой, на левой стороне которой и располагаются клавиши для игры. Шейка оканчивается коником (декоративной головкой) с четырьмя колками-закрутками для струн. Количество клавиш в зависимости от размеров инструмента варьируется от 11 до 14. В отличие от лирников из других областей России, донские рылешники/гудошники были зажиточными людьми[7].

Одним из последних задокументированных российских лирников являлся Климентий Феоктистович Шматов 1891 года рождения (по другим данным, он родился в 1900 году), проживавший в селе Мишковка Стародубского района Брянской области, в 1950-е годы его часто наблюдали играющим на лире на базаре или около местной церкви, в его репертуаре были духовные песни, романсы, шуточные и плясовые песни. Его лира, приобретённая в 1953 году, ныне хранится в Московской консерватории[8][6][7]. Она обладает семью клавишами и приспособлением для натяжения четырёх струн: двух бурдонных и двух резонирующих посередине, хотя на самом инструменте бурдонные отсутствуют, а оставшиеся две хозяин использовал в качестве одной мелодической и одной бурдонной. Диапазон данной лиры охватывает одну октаву — от ми бемоль первой до ми бемоль второй октавы[7]. На данный момент традиция исполнительства на колёсной лире в России возрождается[6].

Украинская колёсная лира отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром. Изредка она встречалась и в России[6]. Как правило, украинская лира трёхструнная (с двумя бурдонными и одной мелодической струной)[2]. Как и в России, на Украине лирники были бродячими музыкантами, зачастую слепыми и притом исключительно мужчинами, обладавшими разнообразным репертуаром: исполняли духовные, шуточные, свадебные, эпические песни — думы, а также плясовые мелодии. Лирники играли и пели песни на ярмарках и празднествах. Существовали специальные школы лирников[5], по окончании обучения которой лирник проходил своего рода «экзамен» по знанию репертуара и владению игрой и получал право на самостоятельную работу, а также саму лиру в награду[9]. Лирники могли объединяться в корпорации[5]. Наивысшего расцвета традиция исполнительства на лире, наряду с игрой на кобзе и бандуре достигает в начале XX века. В 1930-е годы наступает кризис данной традиции, поскольку ввиду бродячего образа жизни и репертуара песен лирники объявляются «нежелательным элементом». С 1933 года в СССР попрошайничество было запрещено законодательно, а кроме того, в том же году владельцев музыкальных инструментов обязали регистрировать их в милиции. Существует миф о т. н. «расстреле кобзарей», повествующий о якобы проходившем в Харькове в начале 1930-х гг. съезде бродячих бандуристов, кобзарей и лирников, после чего все его участники были казнены. Однако никаких документальных и архивных доказательств расстрела не существует[10]. Тем не менее, после 1930-х годов традиция исполнительства на колёсной лире на Украине угасла[5][2]. Одним из последних известных украинских бродячих лирников был уроженец Волынского Полесья Иван Харитонович Власюк (укр. Іван Харитонович Власюк, 1908—1991), чьи 16 песен были записаны в конце 1960-х годов этнографом Алексеем Ошуркевичем[11], но сейчас на Украине исполнительство на лире также возрождается. Одной из современных исполнительниц на лире является Наталия Сербина, первая женщина-лирница. На лире также играл и бандурист Николай Будник.

Техника игры

Белорусская почтовая марка, посвящённая колёсной лире, 2011 г.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучат одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закреплённую подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Звучание

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с гнусавым оттенком, особенно ценимым украинскими кобзарями. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным.

Иные названия

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии — Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier (последние два термина значат соответственно «бедняцкая лира» и «крестьянская лира»); в Англии hurdy-gurdy (хёди-гёди, встречается и по-русски[12]), во Франции (в том числе в историческом Провансе) — symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо — vielle); в Италии — ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia; в Венгрии — tekerő; в Белоруссии — колавая ліра, на Украине — колісна ліра или реля, в Польше — lira korbowa, в Чехии — niněra .

В культуре

Использование в современной музыке

Примечания

  1. БРЭ, 2009.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 по заявкам трудящихся) — Колесная лира (hurdy-gurdy) Колесная лира,…: musicoftheworld — LiveJournal. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Музыкальная энциклопедия, 1976.
  4. 4,0 4,1 4,2 Васильев, Широков, 1986.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Колёсная лира // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Колёсная лира. Руководство пользователя — БалалайкерЪ. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 28 июля 2021 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Раздел II. Традиции игры на струнных инструментах — продолжение — Русские традиции. Дата обращения: 17 сентября 2021. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  8. Климент Феоктистович Шматов (село Мишковка, Брянск)
  9. Колёсная лира — Российский национальный музей музыки. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 14 июня 2021 года.
  10. «Геноцид кобзарей»: за что в СССР в 1934 году расстреляли слепых певцов — Русская семёрка. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 3 декабря 2020 года.
  11. Иван Харитонович Власюк (1908—1991) — последний.. | Stranniy Attractor | VK
  12. Сапонов М. А. Органистр // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 427.

Литература

  • Колёсная лира // Большая российская энциклопедия. Том 14. — М., 2009. — С. 470.
  • Лира // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 278—279
  • Сапонов М.А. Колёсная лира // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 282—283. — 786 с.
  • Агажанов А.П. Колёсная лира // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 19—22. — 56 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Колёсная лира // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 64—65. — 88 с.
  • Банин А.А. Традиции игры на струнных инструментах // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М., 1997.
  • Квитка К.В. Об изучении быта лирников // Избранные труды в двух томах. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 327—345. — 423 с.
  • Лира колесная русская (с. 30—31). Лера белорусская (с. 37). Реля, рыля украинская (с. 43) // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: МузГИз, 1963.
  • Вертков К.А. Лира // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: Музыка, 1975. — С. 95—96.