Колымская судоходная компания

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

АО «Колымская судоходная компания» является единственным специализированным предприятием речного транспорта в бассейне реки Колыма. Компания создана в марте 1993 года, в результате приватизации Зырянского речного порта. Основная деятельность предприятия — перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. Общая протяженность эксплуатируемых компанией водных путей — 2196 километров. Средняя дальность перевозок 728 километров. Перевозки осуществляются в основном по реке Колыме, а так же по рекам Омолон и Анюй. Предприятие обеспечивает практически 100 % потребности обслуживаемых регионов в перевозках. КСК расположена в пределах Крайнего Севера. На работников распространяются льготы, предусмотренные законодательством. Существует тенденция прироста объема перевозок на ближайшие годы.

  • Гендиректор АО "КСК"- Тажбенов Марат Шукиралиевич.
  • Адрес: Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский улус (район), пгт. Зырянка, ул. Стадухина, 9
  • ИНН: 1408000231
  • Телефон: +7 4115541462
  • Факс: +7 4115541205

История

История судоходства на Колыме неразрывно связана с судьбами её жителей, которые в советское время стали заложниками природных богатств региона... 11 ноября 1931 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О Колыме», которым было предписано образовать на Колыме «специальный трест с непосредственным подчинением ЦК ВКП(б)». 13 ноября 1931 года организован Государственный трест по разведке, добыче золота и сопряжённым с этими задачами дорожным и промышленным строительством в районе Верхней Колымы — «Дальстрой»[1].

В 1932 году трест «Дальстрой» приступил к разведке и промышленному освоению полезных ископаемых в бассейне Колымы. Посёлок Зырянка (где ныне находится дирекция АО "КСК") возник по воле начальника «Дальстроя», латыша Эдуарда Петровича Берзина, как база Колымо-Индигирского речного пароходства для транспортировки угля Зырянского бассейна. Приказом № 251 от 22 декабря 1932 года, за подписью Берзина, образуется Колымо-Индигирское Управление речного транспорта, с подчинением тресту «Дальстрой». Вначале оно базировалось в посёлке Лабуе, Среднеколымского района. Генрих Ягода незамедлительно приказал выделить для «Дальстроя» «16 тысяч вполне здоровых заключённых»[2]. Однако, данный план был "недовыполнен". Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из ЗЭКов[3], охранников и овчарок не пережил Колымской зимы[4]. В 1933 году Колымо-Индигирское Управление речного транспорта было переименовано в Колымское речное управление «Дальстрой» (сокращённо – КРУДС). Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го зиму пережил каждый 50-й. "Счастливее" оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило[4]. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство дорог, речных портов, аэродромов, посёлков и «столицы» лагерного края - Магадана.

Магадан построен на голом месте руками ЗЭКов. Прямо от моря идёт вымощенная костями Колымская трасса!

— говорит Кирилл Набутов[2].

Между тем, из-за отдалённости посёлка Лабуи от основного места добычи и погрузки каменного угля, постепенно были образованы дополнительные затоны: Старая Зырянка и Ат-Тёбёлёх. И в 1935 году правление пароходства было переведено в Старую Зырянку, а Лабуя стала ремонтной базой. В 1936 году КРУДС было переведено в Новую Зырянку, удобно расположенную для судоходства в устье реки Ясачной. По удивительному совпадению, Зырянку начали строить именно на том самом берегу Ясачной, куда 28 августа 1891 года ступил Иван Дементьевич Черский – первооткрыватель зырянского угля.

В 1939 году КРУДС было переименовано в Колымо-Индигирское речное пароходство (КИРП). Данное название просуществовало ровно 40 лет. В 1979 году КИРП было переименовано в "Зырянский речной порт" (ЗРП). Тогда же были организованы следующие цеха и участки:

  • РММ,
  • Грузовой район,
  • Деревообделочный цех,
  • Цех технической эксплуатации флота,
  • Автотранспортный цех,
  • Жилищно-коммунальный цех,
  • Цех материально-технического снабжения и
  • Ремонтно-строительный цех.

В 1993 году на общем собрании трудового коллектива предприятие «Зырянский речной порт» снова поменяло своё имя, будучи преобразовано в Акционерное общество «Колымская судоходная компания». В 1995 году на общем собрании акционеров генеральным директором ОАО КСК избран Сергей Кесаревич Пичугин. 10 июня 2012 г. на общем собрании акционеров приняты Дополнения к Уставу КСК.

На сегодняшний день АО «Колымская судоходная компания» успешно функционирует, способствуя сохранению жизнедеятельности Колымского региона (с 1953 г. - Магаданской области).

Список судов Колымской судоходной компании

  • Ганц-17 (1989)
  • ЗС-5 (1982)
  • МП-1379 (1983)
  • МП-1416 (1989)
  • МП-1417 (1990)
  • МП-1421 (1991)
  • МП-2518 (1982)
  • МП-3327 (1985)
  • МП-3328 (1985)
  • МП-3341 (1987)
  • МП-3342 (1987)
  • ОС-16 (1985)
  • Патома (1975)
  • РТ-478 (1973)
  • РТ-733 (1987)
  • РТТ-473 (1972)
  • РТТ-483 (1974)
  • Рыбновск (1956)
  • Сибирь (1958)
  • СК-859 (1966)
  • СК-2036 (1985)
  • СК-2039 (1986)
  • СК-2087 (1988)
  • СК-2090 (1988)
  • СМД-12 (1975)
  • СМД-14 (1977)
  • СОТ-1122 (1970)
  • СОТ-1132 (1984)
  • СПК-61 (1975)
  • СПН-690Б (1971)
  • СПН-693Б (1972)
  • СПН-697Б (1974)
  • СПН-698Б (1974)
  • СПН-707Б (1978)
  • СПН-708Б (1978)
  • СПН-713Б (1980)
  • СПН-714Б (1981)
  • СПН-719 (1983)
  • СПН-723 (1984)
  • СПН-724Б (1985)
  • Сухона (1987)
  • Т-90 (1978)
  • Т-99 (1980)
  • Т-106 (1983)
  • Т-166 (1984)
  • ТР-75 (1961)
  • Юбилейный (1967)

В скобках указаны годы постройки.

Примечания

  1. Постановление Совета труда и обороны СССР от 13.11.1931 № 516 Об организации государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой»
  2. 2,0 2,1 Кирилл Набутов, НТВ, 3 августа 2008 г.
  3. Изначально это слово представляло собой аббревиатуру заключённых-каналоармейцев (сокращённо — з/к). Термин з/к широко применялся в деловой переписке, периодической печати (газетах, журналах), для наглядной агитации и пропаганды (в виде лозунгов на плакатах и транспарантах). Также этот quasi-юридический термин нашёл отражение в поэзии и прозе того периода. Ещё шире распространился он в устной речи - в форме ЗЭК, перекочевав (именно в этой форме) в позднейшую мемуарную литературу. Слово «зэк» стало поистине крылатым!..
  4. 4,0 4,1 Игорь Бунич, «Золото партии», 1991.

Ссылки