Колыма (автодорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
«Колыма»
Р504
Основная информация
Страны  Россия
Регион  Якутия,
 Магаданская область
Статус федеральная
Длина 2032 км
Начало Нижний Бестях / А360
Конец Магадан

Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма́» (прежний индекс — М56) — действующая автодорога федерального значения между Якутском (Верхним Бестяхом) и Магаданом протяжённостью 2032 км[1], из которых 1197 км проложено по территории Республики Саха (Якутия), 835 — по Магаданской области. Дорога имеет также историческое название — Колымская трасса, под которым она известна в литературе и СМИ (некоторые авторы употребляют синоним — Колымский тракт)[2].

Также известна как «Дорога на костях» (англ. Road of Bones)[3][4] и «Дорога жизни».

Маршрут

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области, обеспечивает выход на побережье Тихого океана.

Дорога начинается в посёлке Нижний Бестях, где примыкает к автодороге федерального значения А360 «Лена», проходит через населённые пункты Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Мякит, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане.

У трассы «Колыма» имеются два исторических ответвления — альтернативных маршрута. Один из них большей частью на территории Якутии (Кюбюме — Томтор — Куранах-Сала — Кадыкчан) («Южная», «Оймяконская» дорога); является историческим Колымским трактом, так как была построена значительно раньше действующей дороги, но в настоящее время становится всё более и более заброшенной. Второй на территории Магаданской области — Тенькинская дорога («Северная») (Палатка — Усть-Омчуг — Омчак — Большевик).

История

Строительство

Дорога в 1938 году
Сооружение моста через р. Колыма рабочими Дальстроя
Колымская трасса. Вид с сопки (долина Хасына)

В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах, в Якутии и на Колыме Советское государство начало создавать сеть местных дорог. В ноябре 1931 года был создан «Дальстрой» — «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага. Летом 1932 года заключёнными и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.

В конце 1941 года началась работа над «Хандыгской трассой», ведущей к Якутску через посёлок Хандыга.

По разным оценкам, на строительстве дороги погибло от 250 тысяч до 1 миллиона человек.[5] Считается, что многие из них похоронены рядом с дорогой или непосредственно под ней.[6][страница не указана 1104 дня]

Реконструкция

11 июля 2003 года автомагистраль «Колыма» стала на 13 км длиннее. Её продлили до здания почтамта в центре Якутска.

25 октября 2008 года, после ремонтных работ в Оймяконском районе Якутии, постройки ряда мостов, дорога официально открыта для круглогодичного движения на всём протяжении[7].

В 2012 начато строительство[источник не указан 1829 дней] продолжения трассы «Колыма» до самого восточного города России Анадыря — участок Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь.

Состояние дороги

Дорога вблизи Магадана

По состоянию на 2022 г. трасса заасфальтирована: со стороны Нижнего Бестяха - до н.п. Чурапча ,К 2025 году планируется отремонтировать дорогу до села Ытык-Кюель, затем — до Хандыги. Кроме того, в планах строительство Алданского моста. Таким образом, дорога от Якутска до Магадана станет круглогодичной. Со стороны Магадана - до н.п. Яблоневый (между Палаткой и Яблоневым также есть несколько небольших грунтовых разрывов), также есть несколько небольших асфальтированных участков в районе поворота на Омсукчан. На остальной части дороги — грунтово-щебёночное полотно. По свидетельству очевидцев, состояние дороги не очень хорошее и если ехать очень аккуратно, её можно преодолеть на легковом автомобиле в летний период.

Круглогодичный проезд возможен практически по всей длине автодороги. Однако до тех пор, пока отсутствует очень важное звено — мост через Алдан в районе Хандыги, в периоды межсезонья сквозное движение по дороге невозможно. В 2021 году проект моста находится на стадии подтверждения инвестиционной привлекательности[8].

«Колымская трасса» в художественных произведениях

Карты

  • Федеральная автомобильная дорога «Колыма». Топографическая карта масштаба 1:200 000
  • Автомобильные дороги. Магаданская область. Туристская схема — Магаданская обл. типография, © Госгеодезия СССР, 1991
  • Карта-схема трассы на сервисе RuDorogi.ru.

См. также

Примечания

  1. Трасса Р504 "Колыма" (бывш. М56) на карте. www.rudorogi.ru. Дата обращения: 17 октября 2017. Архивировано 17 октября 2017 года.
  2. Discovery Channel. Трасса Колыма - Добраться вопреки. YouTube (1 июля 2016). Дата обращения: 11 марта 2017. Архивировано 13 марта 2017 года.
  3. Warren, Marcus. 'Road of Bones' where slaves perished, The Daily Telegraph, London: TMG (10 августа 2002). Архивировано 6 февраля 2011 года. Дата обращения 9 апреля 2021.
  4. Westcott, Gary & Monica Road of Bones to the Coldest Place in the World – (недоступная ссылка). Russian Life (2012). Дата обращения: 5 февраля 2012. Архивировано 21 ноября 2018 года.
  5. Hochschild, Adam (2003) [1994]. «17: Beyond the Pole Star». The Unquiet Ghost: Russians Remember Stalin. Boston: Houghton Mifflin Harcourt. p. 237. ISBN 9780547524979. Retrieved 14 June 2017. «Secret police authorities in Kolyma today say there are records — sometimes a complete file, sometime just a name on a list — of two million men and women who were shipped to the territory between 1930 and the mid-1950s. But no one knows, even approximately, how many of these prisoners died. Even historians who have spent years studying Kolyma come up with radically different numbers. I asked four such researchers, who between them have written or edited more than half a dozen books on the gulag, what was the total Kolyma death toll. One estimated it at 250,000, another at 300,000, one at 800,000, and one at 'more than 1,000,000.'»
  6. Thompson G., (2002) Kolyma — The Road of Death
  7. [regnum.ru/news/1074446.html Торжественное открытие участка федеральной автодороги «Колыма» состоялось. В церемонии открытия приняли участие губернатор Магаданской области и президент Республики Саха (Яку …. ИА REGNUM. Дата обращения: 21 ноября 2022. Архивировано 17 августа 2016 года.
  8. На федеральной трассе Колыма построят самый протяженный мост. www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 2 августа 2021. Архивировано 2 августа 2021 года.
  9. Круг, Михаил Владимирович // Википедия. — 2022-10-11.
  10. Михаил Круг - Магадан (рус.) ?. Дата обращения: 21 ноября 2022.

Литература

  • Урин В. А. По Колымской трассе — к полюсу холода. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1959.
  • Колымская трасса — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1972
  • Федеральная автодорога «Колыма»: Фотокнига — Магадан: Дикий Север
  • Д. М. Коваленко На трудных дорогах. О методах работы передовой бригады водителей Палаткинской автобазы — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1977
  • Навасардов А. С. Транспортное освоение Северо-Востока России в 1932—1937 гг. — Магадан: СВПЦ ДВО РАН, 2002
  • Золотое кольцо Колымы (сб. статей) // журн. Автомобильные дороги, № 5, 1999

Ссылки