Колыбельная Джимбо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Колыбельная Джимбо» (англ. Jimbo's Lullaby, по-русски нередко Колыбельная слонёнку) — вторая пьеса из фортепианного цикла Клода Дебюсси «Детский уголок» (1908), посвящённого композитором своей дочери Эмме (домашнее имя Шушу), к этому времени трёхлетней. Озаглавлена, как и все пьесы цикла, по-английски.

Известно, что пьеса подразумевает игрушечного слона Шушу, которого звали Джимбо — в честь легендарного гигантского слона Джамбо, однако композитор настаивал именно на таком написании имени игрушки[1]. В «Колыбельной Джимбо» использован мотив французской народной колыбельной Do, do, l’enfant do («Спи, спи, малыш, спи») и, в частности, основной в её мелодии интервал большая секунда. При этом изобразительный ряд пьесы определяется преобладанием нижних регистров, соответствующих изображаемому животному, и тонкими модуляциями мелодии при отсутствии её развития[2].

Позднее сам Дебюсси цитировал «Колыбельную Джимбо» в своём балете для детей «Ящик с игрушками»[3]. Сходство с этой пьесой находили также в пассакалье из фортепианного трио Мориса Равеля (1914), однако считается, что это совпадение, вызванное обращением обоих композиторов к пентатонике[4].

Пьеса Дебюсси послужила претекстом для стихотворения Эдит Ситуэлл «Колыбельная для Джамбо», в свою очередь, положенного на музыку Уильямом Уолтоном[5].

Примечания

  1. Robert Andres. An introduction to the solo piano music of Debussy and Ravel Архивная копия от 7 ноября 2010 на Wayback Machine // BBC Radio 3  (англ.)
  2. James C. Kidd. Tonality in a new key // Explorations in music, the arts, and ideas: Essays in honor of Leonard B. Meyer — Pendragon Press, 1988. — P. 390.  (англ.)
  3. Robert Orledge. Debussy and the theatre Архивная копия от 31 января 2019 на Wayback Machine — Cambridge University Press, 1982. — P. 183.  (англ.)
  4. The Cambridge companion to Ravel Архивная копия от 31 января 2019 на Wayback Machine / Ed. by Deborah Mawer — Cambridge University Press, 2000. — P. 106.  (англ.)
  5. Walter Bernhart. Iconicity and Beyond in «Lullaby for Jumbo»: Semiotic Functions of Poetic Rhythm // Form miming meaning: Iconicity in language and literature / Ed. by Max Nänny, Olga Fischer. — John Benjamins Publishing Company, 1999. — P. 166.  (англ.)

Литература