Кокю

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кокю
JapaneseKokyu.jpg
Классификация струнный смычковый инструмент, хордофон
Родственные инструменты сямисэн, ребек
Внешние видеофайлы
Произведения: «鶴の巣籠» и дзиута «笹の露»
(Музыкант нагойской школы кокю Киба Дайсукэ)
https://www.youtube.com/watch?v=1163UYXXvnA
https://www.youtube.com/watch?v=lt-YbaB3eO4

Кокю (яп. 胡弓 кокю:)традиционный японский[ja] трёхструнный смычковый музыкальный инструмент. Кокю появился в Японии; вероятно, он эволюционировал из сямисэна под влиянием европейского ребека[1]. Сочетание сямисэна и кокю используется в народной и камерной японской музыке; в театрах кабуки, бунраку кокю применяется для создания печального настроения[2][3][4][5].

История и название

В современном японском языке слово «кокю» может записываться иероглифами яп. 胡弓 («варварский лук», «иностранный лук»)[1], реже яп. 鼓弓, яп. 小弓 («маленький лук»)[6]. В прошлом существовали названия японский кокю (яп. 和胡弓 вагоккю:), «кокю Ямато» (яп. 大和胡弓 яматогоккю:), «японский кокю» (яп. 日本胡弓 нихонкокю:), сямисэн-кокю (яп. 三味線胡弓) и т. д., призванные отличать кокю от похожего китайского инструмента эрху[2].

Раннее название кокю — «рахэйка» (яп. ラヘイカ) — позволяет предположить влияние со стороны арабского ребаба или произошедшего от него европейского ребека[1][2]. Внешне кокю напоминает тайский сосамсай[en], корейский хэгым[en] и рюкюский «кутё» (яп. 提琴 ку:тё:), причём отношения между последними двумя остаются невыясненными[2][1][4].

Первые кокю имели более круглый корпус меньшего размера[1]. После появления кокю стал популярен как среди низших слоёв населения, так и в гильдиях слепых музыкантов, создавших первые произведения для кокю[1][5]. Со временем кокю вошёл в камерную музыку санкёку, где использовался для заполнения пауз между отрывисто звучащими нотами сямисэна и кото; ансамбль бунраку и танцевальную музыку дзиута, а также в церемониальную музыку религии тэнрикё[1][5].

В середине XVIII века появился четырёхструнный кокю (добавочная струна дублирует самую тонкую)[1][5]. После 1871 года были ослаблены ограничения на круг лиц, которым разрешено играть на флейте сякухати, и она почти полностью заменила кокю в камерной музыке, хотя некоторые произведения, в частности «Снег» (яп. юки), предпочитают исполнять именно с кокю[5]. Другие знаменитые произведения для кокю — камерные «Песня ржанок» (яп. 千鳥の曲 тидори но кёку), «Сакаэ-дзиси» (яп. 栄獅子)[5], народные Эттю-овара-буси[ja] и Мугия-буси[ja][5]. На кокю играют на фестивале Овара кадзэ-но Бон.

Музыканты XX века начали экспериментировать с кокю начиная с 1920-х годов: Хисао Танабэ придумал рэйкин (яп. 玲琴), Сэйкин Томияма[ja] проделал в кото отверстие как на виолончели для улучшения акустических качеств инструмента[7].

Внешний вид

Кокю меньше сямисэна: обычно он имеет длину около 70 сантиметров, длина смычка — от 95 до 120 см[1][6][5]. По конструкции кокю почти идентичен сямисэну, за исключением 8-сантиметрового шпиля, расположения и формы порожка-струнодержателя и отсутствия специфического элемента конструкции, ответственного у сямисэна за звук «савари»[1][6].

Корпус кокю спереди обтягивают кошачьей, а сзади — собачьей кожей[2]. Смычок изготавливается из конского волоса[5].

Кокю держат вертикально, упирая к колени, либо (реже) перед собой[1][4]. В отличие от скрипки и эрху, корпус которых при игре не движется, кокю требует другой техники: для выбора нужной струны исполнитель вращает весь инструмент вокруг своей оси, движения смычка выполняются в одной плоскости; аналогичный способ используется с яванским[en] ребабом и тайским сосамсаем[2][1][6].

Примечания

Литература

  • David W. Hughes. Kokyū // Grove Music Online. — Oxford University Press.
  • 若林 擴. 胡弓の話 (яп.) // 知恵の話. — 2007. — 第60巻, 第5数. — 第86 頁. (недоступная ссылка)
  • デジタル大辞泉 (яп.). Сёгакукан. Дата обращения: 7 августа 2016.
  • 音楽用語ダス (яп.). ヤマハミュージックメディア. Дата обращения: 7 августа 2016.
  • Robert C. Provine, J. Lawrence Witzleben, Yosihiko Tokumaru. East Asia: China, Japan, and Korea (Garland Encyclopedia of World Music). — Routledge, 2001. — ISBN 978-0824060411.