Козёл отпущения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Козёл отпуще́ния (иначе назывался «Азазель»[1][2][3]) — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню (т.е. обрекали на мучительную смерть). Обряд исполнялся в праздник Йом-Киппур (Лев. 16:29, 34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев. 16).

Козёл отпущения в иудаизме

В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий, и по его жребию одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на другого козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его уводили в пустыню (Лев. 16:20—22). После чего жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду (Лев. 16:23—28). Отсюда — «козёл отпущения».

Надо заметить, что в книге Исход (Исх. 29:10) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). В зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.

Трактовка и связь с дьяволом

Козёл отпущения (עזאזל евр. «азазель», из-за ошибочных интерпретаций появилось имя). Азазель, как полагают некоторые[кто?], является названием места, или горы, или скалы, к которой приводили козла. Но ни одно место с таким названием никогда не указывалось, кроме одной горы возле горы Синай (евреи долгое время стояли лагерем в пустыне возле горы Синай, получали законы, изготавливали скинию собрания, священную утварь). Другие учёные думают, что это было имя дьявола, которому язычники поклонялись в форме козла[источник не указан 1506 дней]. Но епископ Патрик справедливо возражает против этого мнения; потому что трудно представить себе ситуацию, в которой один козёл предлагался Богу, а другой его противнику — повелителю зла, тёмных сил и демонов. С учётом ревностного отношения к единобожию Закона Моисея (когда мужу разрешалось отправлять на смертную казнь собственную жену за склонение к идолопоклонству), это деяние, да ещё совершаемое священнослужителями, по сути немыслимо. Более вероятно, что это имя было дано самому козлу из-за того, что его отпустили, и «азазель» происходит от слияния слов «аиза» (козёл) и «азала» (отойти).

Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».

Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признаёт существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.

Видимо, именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19—20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.

Козла ассоциировали с прикованным в пустыне демоном Азазелем[2][4]. По другой версии, Азазелем называли скалу, с которой козла сбрасывали в пропасть[2].

Козёл отпущения в христианстве

В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется[5] как прообраз самопожертвования Иисуса Христа[6]. (1Пет. 1:19; Отк. 5:6, 7:9—17, 12:11, 17:14, 21:22—27, 22:1. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим, который берёт [на Себя] грех мира» в Иоан. 1:29). «Агнцем» в Библии назывался ягнёнок или козлёнок[7][8], а прообразом жертвы Христа послужили все виды ветхозаветных жертв, культ которых появился с незапамятных времён[9]. «Агнцем, ягнёнком» называют также кроткого верующего человека. На самом деле, Агнец приносился в жертву на праздник Песах (Пасха), он должен был быть распят на крестовине и изжарен в травах, как описано в книге Исход при выходе Еврейского народа из Египта (10 казней египетских). Праздник до сих пор существует в очень близкой традиции и именно его исполняли Апостолы на Тайной Вечере.

Некоторые христиане видят в этом образе сатану. Они считают, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха.[источник не указан 2402 дня]

Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа коренится в идее, что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как в Мессию, который пришёл и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов[10]. Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и покаяться в грехах, ибо мы прощены в Иисусе Христе[11].

Метафора

Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу других — для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника.

Политика и социология

Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды.

Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политическая корректность), фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.

В международных отношениях «козлом отпущения» может быть назначена какая-либо страна.

Культура

См. также

Примечания

  1. Азазел // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900. — Т. I. А — Архелая. — Стб. 358
  2. 2,0 2,1 2,2 Азазель // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908. — Т. 1. — Стб. 535—539.
  3. Азазел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. I. — С. 201—202.
  4. Азазель Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine // Литературная энциклопедия. — Т. 1. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 653—654.
  5. Рене Жирар. «Насилие и священное», «Козел отпущения»
  6. Гриц, И. Я. Агнец пасхальный Архивная копия от 24 апреля 2014 на Wayback Machine // Православная энциклопедия, т. 1, с. 257—258.: «По единодушному суждению святых отцов … в образе агнца пасхального ветхозаветные пророки прозревали будущего страждущего Мессию»
  7. Исх. 12:5
  8. Гриц И. Я. Агнец пасхальный // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 257—258. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  9. Гриц И. Я. Агнец Божий // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 256—257. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  10. (Иоан. 3:16) «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
  11. (1Иоан. 1:9) «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Литература