Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Федеральный закон
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
Coat of Arms of the Russian Federation.svg
Вид Федеральный закон
Номер 81-ФЗ
Принятие Государственной думой 31 марта 1999 года
Одобрение Советом федерации 22 апреля 1999 года
Подписание Президентом России Борисом Ельциным 30 апреля 1999 года
Вступление в силу 1 мая 1999
Первая публикация «Российская газета», № 85-86 от 01-05 мая 1999
Действующая редакция от 28 июня 2022
Электронная версия

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения торгового мореплавания на территории Российской Федерации.

Сфера действия кодекса

Правила, установленные Кодексом, распространяются на[1]:

  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законами РФ;
  • суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания, во время их плавания по морским путям;
  • в отдельных, прямо установленных в Кодексе, случаях его действие также распространяется и на военные суда Российской Федерации.

При этом к торговому мореплаванию Кодекс относит использование судов для[2]:

  • перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
  • промысла водных биологических ресурсов;
  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
  • лоцманской и ледокольной проводки;
  • поисковых, спасательных и буксирных операций;
  • подъема затонувшего в море имущества;
  • гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
  • санитарного, карантинного и другого контроля;
  • защиты и сохранения морской среды;
  • проведения морских научных исследований;
  • учебных, спортивных и культурных целей;
  • иных целей.

Структура кодекса

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации состоит из 27-ти глав (в общей сложности 430 статей):

  • Общие положения
  • Судно
  • Регистрация судов и прав на них
  • Экипаж судна. Капитан судна
  • Государственный портовый контроль
  • Морские лоцманы
  • Затонувшее имущество
  • Договор морской перевозки груза
  • Договор морской перевозки пассажира
  • Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
  • Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
  • Договор буксировки
  • Договор морского агентирования
  • Договор морского посредничества
  • Договор морского страхования
  • Общая авария
  • Возмещение убытков от столкновения судов
  • Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
  • Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ
  • Спасание судов и другого имущества
  • Ограничение ответственности по морским требованиям
  • Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна
  • Арест судна
  • Морские протесты
  • Претензии и иски. Исковая давность
  • Применимое право
  • Заключительные положения

См. также

Примечания

  1. ст. 3, п. 1 и 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации
  2. ст. 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации

Ссылки

Литература

  • Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / И. И. Баринова, Л. М. Егоров, Г. Г. Иванов и др.; под ред. Г. Г. Иванова. М.: Спарк, 2000. 734 с.