Книга пророка Ионы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Книга пророка Ионы
Раздел Невиим (Пророки)
Язык оригинала еврейский
Жанр Пророческие книги
Предыдущая (православие) Книга пророка Авдия
Следующая Книга пророка Михея
Свиток рукописи.svg Текст синодального перевода
Иона в чреве большой морской рыбы
три дня и три ночи.
Лист 305 «Кенникоттской Библии», носящей имя британского гебраиста Бенджамина Кенникотта (1718—1783); испанский манускрипт Бодлианской библиотеки Оксфордского университета.

Книга пророка Ионы (ивр.יוֹנָה‏‎) — книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. В еврейской Библии помещается в разделе Невиим (Пророки). Пятая книга из «Двенадцати малых пророков». Отличается от других пророческих книг тем, что в ней содержатся не пророчества как таковые, а личная история самого пророка. Собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов (Ион. 3:4).

Содержание книги

Как повествует Писание, пророк Иона получил от Бога повеление идти в ассирийскую Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием скорой гибели города, если его жители не раскаются в своих грехах и злодеяниях. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, сел на корабль и отправился в дальнее плавание в Фарсис. Однако Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Корабельщики в ужасе перед неминуемой гибелью бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и попросил мореплавателей бросить его в море. Как только они сделали это, волнение сразу улеглось.

Между тем пророка Иону по повелению Божию проглотил кит (в первоисточнике, большая морская рыба), и пробыл Иона в его чреве три дня и три ночи. Поверженный в море и поглощённый китом, Иона не мог не чувствовать смертельной скорби; но он не потерял присутствия духа, особенно когда увидал себя невредимым: в нём явилась надежда, что Господь даст ему снова увидать свет Божий и спасёт его из глубины морской. Исполненный этой надежды, он стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своём:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.
Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.
И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.
Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.
До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

Услышав эти молитвы, Господь повелел киту, и тот изверг Иону на сушу.

Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти. После своего избавления пророк Иона вновь получил Божие повеление идти в Ниневию, куда он и отправился. Здесь он стал ходить по городу и проповедовать, что город будет разрушен через 40 дней. Эта проповедь поразила ужасом сердца ниневийского народа и даже царя; они раскаялись в своей нечестивости, оделись в рубище и объявили 40-дневный пост, и, увидев их раскаяние, Господь помиловал их и не навёл на них бедствия, о которых предвозвещал устами пророка Своего. Иона же огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом:

«Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить.» (Иона. 4:2)

История Ионы (миниатюра Парижской псалтыри)

Тем временем, ожидая всё-таки исполнения своего пророчества, он, выйдя из города по прошествии сорокадневной проповеди, расположился неподалёку. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли вьющееся растение, защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?».

Историчность книги

Вопрос о том, что собой представляет Книга пророка Ионы, в экзегетической литературе решается по-разному. Самое древнее мнение, опирающееся на прямое свидетельство библейского текста, считает Книгу пророка Ионы историческим повествованием о действительных событиях и лицах. Согласно другому мнению, которое широко представлено в критической литературе, Книга пророка Ионы не является подлинной историей, потому что многое в ней представляется необычайным, непонятным и невероятным. Защитники второго мнения считают Книгу пророка Ионы в той или иной мере вымышленным произведением — одни видят в ней рассказ о видении, явившемся пророку, другие считают её апологом, аллегорией или притчей, рассказанной с нравоучительной целью, третьи принимают её за легенду, в которой простой и естественный факт был украшен чудесными и невероятными подробностями. Все эти попытки вытекают из мысли о невозможности представить рассказанное в Книге как действительно произошедшее событие[1].

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера Книги пророка Ионы можно найти в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов повествования, наиболее встречающих возражение: пребывания пророка во чреве кита (3Макк. 6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов. 14:8). Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание Книги, считает его подлинной историей — иначе еврейские законоучители не стали бы включать её в ветхозаветный канон священных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением. Вслед за иудаизмом и древнехристианская церковь понимала и толковала Книгу пророка Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому авторитету Самого Иисуса, который засвидетельствовал покаяние ниневитян. Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лк. 11:32). Ставить ниневитян примером отзывчивости на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и Он Сам, и Его слушатели принимали повествование Книги пророка Ионы за подлинную историю[1][2].

Служение и жизнь Ионы как прообраз будущих страданий Спасителя

Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом послужило прообразом трёхдневного пребывания Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос в Новом Завете так свидетельствовал об этом: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивал Себя с Ионой: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41). Таким образом, Иона в своём служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа[3].

В связи с этим Отцы Церкви приводили следующие сопоставления: «Бегущий пророк взошёл на корабль — Христос взошёл на древо; на море восстала сильная буря — сие волнение моря есть неверие иудеев. Выпал жребий пророку быть свергнутым в море — сей жребий обозначает волю Отца, по которой Христос нисходит в пучину скорбей и смерти. Иона добровольно соглашается быть ввергнутым в море — Иисус Христос добровольно восходит на крест. Иона сходит в море с корабля — Христос нисходит со креста в гроб и в преисподнюю земли. Иона жертвует собой, чтобы спасти претерпевавших бурю — Христос умирает для спасения рода человеческого, обуреваемого волнами греховными. Пророк, взятый зверем, но не съеденный им, молится во чреве его — Иисус Христос, поражённый смертью, но не обладаемый ею, молится за всех людей. Иона невредим пребывает в чреве кита — тело Иисуса Христа неврежденно пребыло во гробе. Иона пребыл во чреве кита три дня и три ночи — три дня и три ночи был Иисус в сердце земли. Иона в третий день извергается неврежденным из чрева китова — Иисус Христос силою Божества своего нетленным восстаёт из гроба в третий день. После чудесного избавления от смерти Иона идет проповедовать покаяние ниневитянам — после воскресения Христа учение Его проповедуется язычникам. До времени бедственного плавания Ионы Ниневия не слышала проповеди покаяния и навлекла на себя гнев Божий, но после того пророк избавил своею проповедью ниневитян от гнева Господня — так единственно смертью и воскресением Христовым род человеческий, погружённый в бездну греховную, избавлен от греха, проклятия и смерти и примирён с Богом»[3].

Смысл повествования

Книга пророка Ионы, таким образом, представляет собой не только историческое повествование, но и пророческое писание. Её пророчественно-прообразовательный смысл состоит в приведённых выше словах Спасителя (Мф. 12:40).

В каком-то смысле не Иона является главным действующим лицом этого повествования, а Господь Бог: Его слово звучит в книге первым (1:1-2), и оно же последним (4:11). Дважды Бог повторяет Свое повеление Ионе (1:2; 3:2); Он вызывает шторм на море (1:4); Он посылает кита «поглотить Иону» (2:1) и затем повелевает ему «извергнуть» его на сушу (2:11). Бог посылает Иону предупредить ниневийцев о грядущем «суде», но в конечном счёте являет им Свое милосердие (3:10). Он повелевает растению подняться над Ионой (4:6) и затем повелевает червю «подточить» его (4:7) и насылает на пророка знойный восточный ветер (4:8)[2].

Сам же Иона в сущности выступает символом неповиновения Израиля Богу и безразличия его к духовному состоянию окружающих народов. Наказание, которому Бог подвергает Иону, свидетельствует о том, что Израиль является объектом Его гнева. А последующее чудесное «избавление» Им Ионы говорит о Его любви к Своему народу[2].

Что же хотел Бог донести до Израиля своими действиями? Прежде всего, то, что Он, Бог Израиля, отнюдь не безразличен и к языческим народам (причём эту мысль сам Израиль должен донести до этих народов), — а также и то, что Создателю дорого каждое из Его творений, даже и такие грешники, как ниневитяне, и спасение их не менее важно для Него, чем спасение иудеев[2].

Ключевая идея повествования состоит в том, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии — не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. В Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. Раскрывая эту идею в историческом повествовании, Книга пророка Ионы подготавливала евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном характере Царства Мессии. В век Ионы эта идея впервые так ясно озарила религиозное сознание евреев и, как показывает пример самого Ионы, усваивалась ими с большой болезненностью. Последующие пророки вплоть до Иоанна Предтечи продолжали проповедовать идею спасения всех людей в Царстве Мессии, то есть раскрывать основную идею Книги Ионы. Таким образом, Книга пророка Ионы должна быть признана первой по времени создания и содержанию пророческой книгой[1].

Происхождение книги

О происхождении Книги пророка Ионы представителями критической экзегетики также высказываются весьма разнообразные суждения. Существуют мнения, что она была написана в период ассирийского или вавилонского плена, или по возвращении израильтян из плена — и даже во времена Маккавеев[1].

В любом случае, Книгу Ионы знает Сирах, который говорит о двенадцати малых пророках (Сир. 49:12), с её содержанием знаком Товит (Тов. 14:8). Она не могла быть написана позднее 430 года, времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него. По характеру содержания книги вероятнее всего предположить, что она написана была самим пророком Ионой. Никто кроме него не мог знать и так живо изобразить самые сокровенные движения его душевной жизни, причём такие, которые служили не в похвалу пророка. Писатель книги, несомненно, был в Ниневии, ознакомился с её жизнью и нравами. Язык изобличает в нём израильтянина, а не иудея. Правда, об Ионе в книге говорится в третьем лице, но это — обыкновение многих священных писателей ставить в тень свою личность и выдвигать на первый план действие через них слова Божия[1].

Спор о тыкве

Когда в конце IV века Иероним Стридонский перевёл Библию с древнееврейского языка на латинский (Vulgata), вокруг этого труда возникла полемика, которую инициировал бывший друг переводчика Руфин Аквилейский. Он обвинил Иеронима в том, что тот заразился неверием от иудея Бар-Анины, к которому писатель обращался за лингвистической консультацией. В числе аргументов был и тот, что Иероним неверно назвал растение, под которым Иона сидел рядом с Ниневией, — не тыква (лат. cucurbita), но плющ (лат. hedera).

К критике присоединился и Аврелий Августин — он написал Иерониму о том, что произошло в одном из городов Африки: когда епископ начал читать Книгу Ионы в новом переводе, среди собравшихся поднялся сильный ропот; прихожане начали обвинять епископа в подделке и искажении Священного Писания, так что тот, опасаясь раскола, предпочёл впредь использовать старый перевод[4]

Церковно-славянский текст Елизаветинской Библии следует Септуагинте: ст.‑слав. И повелѣ Гдь Бгъ тыквѣ, и возрасте над главою iѡниною, но синодальный перевод дипломатично говорит о растении «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою» (Ион. 4:6).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Толковая Библия Лопухина. Дата обращения: 15 сентября 2016. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Толкование Библии. Книга Пророка Ионы. Дата обращения: 15 сентября 2016. Архивировано 10 сентября 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Православный церковный календарь. Пророк Иона. Дата обращения: 15 сентября 2016. Архивировано 17 сентября 2016 года.
  4. А. А. Смирнов. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. М.: Православное обозрение, 1871. Репринт: М.: Русский хронограф, 1995

Ссылки

Литература