Книга пророка Амоса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Книга пророка Амоса
Раздел Невиим (Пророки)
Язык оригинала еврейский
Жанр Пророческие книги
Предыдущая (православие) Книга пророка Иоиля
Следующая Книга пророка Авдия
Свиток рукописи.svg Текст синодального перевода

Книга пророка Амо́са — книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. В еврейской Библии помещается в разделе Невиим (Пророки). Третья книга из «Двенадцати малых пророков». Написана пророком Амосом.

Время написания

Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Иеровоама II (Иеровоама бен Иоаса) и царя Иудеи Озии, когда оба царства достигли вершины процветания. Он был старшим современником Осии. Вероятнее всего, его деятельность относится к осени 750 или 749 гг. до н. э. Предполагается, что проповедь в Вефиле (Бет-Эле) продолжалась от одного дня до нескольких дней. В это время Ассирия вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны Дамаска. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет.

Автор

Об Амосе известно из его пророчеств (1:1 и 7:10—14), где написано, что он пастух из Фекои (Текои). Фекоя — город в 16 км южнее Иерусалима, он находился на высоте 850 м над уровнем моря. Амос был призван Господом от своих стад, для того чтобы идти в соседнее государство и обратиться с пророчеством против его элиты, что он с мужеством и исполняет.

Содержание

Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для Иудеи и Израиля, за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3—6 посвящены непосредственно грехам Израиля.

Основные обвинения в данном отрывке — это социальная несправедливость и притеснение бедных (2:6—8, 3:10, 4:1—3), которые рассматриваются как нарушения завета с Богом, его заповедей.

В своём пророчестве (5:4, 5) Амос обращается к религиозной практике израильтян — религиозность без преданности заповедям и закону неугодна Богу. Это находит своё отражение в пророчестве Амоса (5:21—27), где Бог отвергает ритуалы и жертвоприношения, которые не сопровождаются исполнением заповедей и, прежде всего, правильного судопроизводства. В связи с этим День Господень, всеми ожидаемый с надеждой, обернется тьмой, а не светом (5:18—20). Каким образом можно избегнуть наказания, пророком объясняется там же (5:4—7, 5:14, 15): «Взыщите Господа — и будете живы»; «ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых».

Последняя часть книги Амоса (главы 7—9) зачастую называется Книгой Видений. Три видения: саранча (7:1—3), огонь (7:4—6), отвес (7:7—9) — символ возрастающей ярости Бога, отказ его миловать народ Божий, то же самое — корзина со спелыми плодами (8:1—3). Он предвещает голод слова Господня (8:11, 12).

В последней главе Амос приводит последнее видение — Господь, стоящий над жертвенником (9:1—4). В этой главе подчёркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства Давида и проповедь слова Божьего среди всех народов.

Литература

Ссылки