Кнехты (морской термин)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Mooring Bitts on SS Shieldhall.JPG
Mooring2HPoleFixed.jpg
Lashing on bollard on the ship Gunnar Thorson.jpg

Кнехт (от нидерл. knecht, устар. «кнек», мн.ч. «кне́хты») — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов[1].

На парусных кораблях устанавливали и деревянные тумбы, но на металлических судах кнехты — парные круглые металлические тумбы, отлитые вместе с основанием, прочно прикреплённой к палубе плитой. Металлические кнехты — обычно пустотелые, стальные или чугунные, редко медные[источник не указан 4357 дней]. Частью конструкции кнехтов являются шляпки и приливы, препятствующие соскальзыванию троса вверх. По конструкции различают прямые кнехты и крестовые кнехты, имеющие горизонтальную жёсткую связь между тумбами.

На палубе кнехты устанавливают вблизи клюзов в носовой, кормовой частях и вдоль бортов судна. Кнехты служат для закрепления накладываемых восьмёрками тросов при швартовке (швартовый кнехт) или буксировании (буксирный кнехт), а исторически к ним крепили и якорные тросы. На парусных судах кнехты снабжали шкивами для натяжения и крепления некоторых снастей бегучего такелажа.

«Кнехтами» также называют тумбы-приколы на причале, пристани.

Способ использования

  • На российском флоте на прямой кнехт просто накладывают 6 восьмёрок троса, на крестовом кнехте делают шлаг, а после накладывают восьмёрки[2]
  • На английском флоте на кнехт сначала накладывают пару шлагов троса, а затем — восьмёрки. Это позволяет избежать рывка при отшвартовке, и контролировать отдачу швартового конца

Литература

  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
  • Григорьев В. В., Грязнов В. М., Судовые такелажные работы,[3] Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, 112 с.

Примечания

  1. Буксирные кнехты // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  2. Григорьев В. В., Грязнов В. М., Судовые такелажные работы, Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, стр.15 «Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочерёдно обносят вокруг них в виде восьмёрки. Практика показывает, что для надёжного закрепления троса необходимо наложить на кнехты 3-5 шлагов восьмёрок. С этой же целью верхние шлаги, наложенные на кнехты троса скрепляют прочным линём или шкимушгаром, причём концы линя (или шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом»
  3. Атлас «Судовые такелажные работы» содержит материал, позволяющий самостоятельно изучить различные виды такелажных работ, выполняемых на судах морского флота. В Атласе приводятся способы вязания морских узлов, сведения о наиболее распространённых бензелях, сплеснях, огонах, кнопах, а также материалы о плетении матов, изготовлении кранцев, стропов, пластырей, чехлов и т. д. При подготовке Атласа к четвёртому изданию в технические сведения о тросах внесены изменения в соответствии с ГОСТами, утверждёнными в 1966 и последующие годы. Атлас предназначается в качестве практического руководства для плавсостава морских судов и учащихся морских учебных заведений. Рис. 188, табл. 63, прилож. 8

Ссылки