Вивье, Клод

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Клод Вивье»)
Клод Вивье

Клод Вивье (фр. Claude Vivier; 14 апреля 1948, Монреаль — 7 марта 1983, Париж) — канадский композитор.

Биография

Родители остались неизвестными, в 2 года был усыновлен небогатой франкоканадской семьей. Долгое время считался глухонемым, заговорил только шестилетним. Пережил мистический опыт, с 13 лет готовил себя к священническому сану, жил в пансионах католического братства маристов, где увлекся музыкой, начал играть на органе и немного сочинять. В 16 лет был исключен из семинарии за гомосексуальность. Поступил в Монреальскую консерваторию, где среди других преподавателей учился композиции у Жиля Трамбле (19651970). По стипендии уехал изучать электроакустическую музыку в Кёльн, где занимался у Штокхаузена (19701974) и познакомился с Кевином Волансом, также учился в Нидерландах (Утрехт) и во Франции у Поля Мефано (Париж). В 1976 предпринял путешествие на Дальний Восток (Япония, Таиланд, Ява, Бали, Иран), оказавшее воздействие на его творчество. Испытал влияние спектральной музыки (Мюрай, Гризе). В 1982 по стипендии вновь приехал в Париж, где собирался работать над оперой о смерти Чайковского.

Смерть

Был зверски убит у себя дома 45 ударами ножа, нанесёнными 19-летним проститутом, с которым он познакомился несколькими часами раньше в гей-баре. Тело обнаружили только 12 марта, виновный был осужден и понес наказание. На столе осталась незаконченная рукопись хорового сочинения Вивье «Glaubst du an die Unsterblichkeit der Seele?» («Веришь ли ты в воскресение души?»), в нём описывалась гибель автора в парижском метро от руки незнакомого юноши в чёрном, ударившего его ножом прямо в сердце[1].

Творчество и наследие

За 15 лет с 1968 по 1983 написал 49 сочинений, среди которых преобладают вокальные и инструментальные пьесы. Оставил также оперу Коперник: Ритуал смерти (1979, премьера — 1980 в Монреале). Музыку Вивье сближают с движением новой простоты. Его мелодический дар и фантастическое звуковое воображение, несмотря на все эстетические и идеологические расхождения, высоко оценил Дьёрдь Лигети ([1] Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine), отметив влияние на Вивье церковной псалмодии и григорианского пения, индийской музыки, Скрябина, Мессиана и Стравинского. Высокие оценки музыке Вивье дали также Маурисио Кагель, Кент Нагано и др.

В 1983 в Монреале создано Общество друзей Клода Вивье. В двухтысячные годы его сочинения все более активно исполняются в Европе и США. C 2006 Монреальский симфонический оркестр раз в два года присуждает национальную премию имени Клода Вивье. Права на издание сочинений Вивье принадлежат британскому издательству Boosey & Hawkes[en].

Произведения (в хронологическом порядке)

1968

  • Ojikawa, для сопрано, кларнета и ударных 14'
  • Quatuor No. 1 8'
  • Musique pour une liberté à bâtir, для женского хора и оркестра

1969

1971

  • Musik für das Ende, для 20 голосов и ударных 45'
  • Hiérophanie, для сопрано и ансамбля 40'

1972

  • Deva et Asura, для камерного оркестра 15'
  • Désintégration, для двух фортепиано 4 скрипок и двух альтов 30'
  • Variation I, для магнитофонной ленты 10'
  • Hommage, Musique pour un vieux Corse triste, для магнитофонной ленты 28'

1973

  • Chants, для 7 женских голосов 22' (по заказу Министерства культуры Франции)
  • O! Kosmos, для сопрано и хора 7'

1974

  • Jesus erbarme dich, для сопрано и хора 3'
  • Lettura di Dante, для сопрано и 7 инструментов 26'

1975

  • Гимны к Ночи/ Hymnen an die nacht, для сопрано и фортепиано на стихи Новалиса 5'
  • Pièce pour flûte et piano 7'
  • Pièce pour violon et clarinette 7'
  • Pièce pour violon et piano 9'
  • Pièce pour violoncelle et piano 9'
  • Pour guitare 5'

1976

  • Piano-forte, для фортепиано 9'
  • Prolifération, для волн Мартено, фортепиано и ударных 15'
  • Сиддхартха/ Siddhartha, для оркестра 25'

1977

  • Journal, для 4 голосов, хора и ударных 50'
  • Love Songs, для 7 голосов 23'
  • Pulau Dewata, для ансамбля клавишных 13'
  • Шираз/ Shiraz, для фортепиано 14'

1978

1979

  • Kopernikus: Rituel de la mort, опера в двух актах 65'
  • Orion, для оркестра 14' (премьерное исполнение — 1980, Монреальский симфонический оркестр, дирижёр — Шарль Дютуа; в апреле 2012 исполнил Джульярдский оркестр, дирижёр Роберт Спано)

1980

1981

1982

1983

  • Glaubst Du an die Unsterblichkeit der Seele, для смешанного хора, синтезаторов, ударных, чтеца и ансамбля 8'

Примечания

  1. A. Hickling. Soul’s rebirth Архивная копия от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // The Guardian

Литература