Клиповая культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Клиповая культура (англ. clip culture) — термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации[1]. Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей[1][2][3]. В российских источниках для обозначения особенностей мышления пребывающего в клиповой культуре человека нередко употребляются связанные термины клиповое мышление (сознание), введённые в оборот Фёдором Гиренком. Употребление этих терминов обычно подразумевает негативную, критическую оценку подобного мышления[4].

История понятия

Предпосылки описания феномена клиповой культуры содержатся в работе Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга»[2]: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в „электронное общество“ или „глобальную деревню“ и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры»[5].

Один из первых вариантов определения понятия клиповой культуры в явном виде предложил в своей книге «Третья Волна» американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер[2]. Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как характерное для информационного общества «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума»[6]. Исследователь обращает внимание на растворение единых медийных моделей в пользу множественных некогерентных вспышек, отрывков информации — клипов[2][3].

Клиповое мышление

В России одним из первых термин «клиповое сознание» употребил российский философ Фёдор Гиренок[2]. Гиренок называет клиповым «мышление, реагирующее только на удар»[7][8]. Российский культуролог Константин Фрумкин выделяет пять предпосылок появления клипового мышления: возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса; потребность в новой актуальной информации и скорости её получения; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы[9][2].

Другая точка зрения связана с утверждением, что клиповые характеристики восприятия, понимания, сознания современных людей являются не столько «глобальным новообразованием», сколько восстановлением естественных процессов в психике человека. Вячеслав Букатов, подчёркивая объективность позиции Маклюэна, добавляет, что первые дискретные успехи по настойчивой реанимации прежнего докнижного стиля в культурном укладе общества «возникли задолго до появления компьютерных игр и социальных сетей»[10].

Клиповое мышление — это приобретённый алгоритм, оперирующий квантами информации фиксированной длины (ёмкости), не способный работать с семиотическими (связанными) структурами произвольной сложности, то есть с динамически меняющимся количеством смысловых единиц. Такое мышление не только не способно мыслить процессами, но и с трудом производит необходимые операции.[11]

Основная масса публикаций, в которых используются понятия «клиповое сознание», «клиповое мышление», связана с русскоязычными источниками и авторами. Возведение их тезисов к работам Маклюэна и Тоффлера критикуется рядом других исследователей как носящее спекулятивный характер, а само понятие и его предмет как ненаучное[12][13][14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Романов, 2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Березовская, 2015.
  3. 3,0 3,1 Тоффлер, 2010.
  4. Семеновских, 2013.
  5. Маклюэн, 2005.
  6. Тоффлер, 2008.
  7. Гиренок, 2014.
  8. Фасоля, Сливин, Буканов, 2017.
  9. Фрумкин, 2010.
  10. Букатов, 2018.
  11. Омельянчук Р. Л. Методологический материал. Раздел I. Фундаментальная основа культуры современного человека // Быстрее, умнее, точнее, или Освоение потенциала развития человека / под ред. К. В. Антипина. — М.: Концептуал, 2022. — С. 100. — 616 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-907472-48-8, ББК 99.1.
  12. Клиповое мышление: психический процесс, которого не существует — все самое интересное на ПостНауке. postnauka.ru. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 11 января 2022 года.
  13. Антропология. Клиповое мышление: правда и мифы о современном складе ума / Радио Маяк. radiomayak.ru. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 16 января 2022 года.
  14. Почему клиповое мышление — это не катастрофа. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 16 января 2022 года.

Литература

Ссылки