Клингер, Фридрих Максимилиан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фридрих Максимилиан Клингер
Friedrich Maximilian von Klinger
Портрет Фридриха Максимилиана Клингера работы Доменико Босси, 1807Портрет Фридриха Максимилиана Клингера работы Доменико Босси, 1807
Дата рождения 17 февраля 1752(1752-02-17)
Место рождения Франкфурт-на-Майне
Дата смерти 25 февраля (9 марта) 1831(1831-03-09) (79 лет)
Место смерти Дерпт
Принадлежность  Священная Римская империя
 Российская империя
Годы службы 1778—1820
Звание Генерал-лейтенант
Командовал Первый кадетский корпус
Пажеский корпус
Сражения/войны Война за баварское наследство
Награды и премии

Фри́дрих Максими́лиан фон Кли́нгер (нем. Friedrich Maximilian von Klinger); в российском подданстве — Фёдор Ива́нович Кли́нгер (17 февраля 1752, Франкфурт-на-Майне, Священная Римская империя — 25 февраля [9 марта1831, Дерпт[1][К 1], Дерптский уезд Лифляндской губернии, Российская империя) — немецкий поэт, драматург и романист, деятель немецкого литературного движения «Буря и натиск», название которого восходит к его одноимённой драме. Автор 23 драм и 14 романов. Друг детства и юности, литературный соратник (до 1776 года) великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте.

Военную карьеру начал в 1778 году на австрийской службе. С 1780 года — на русской службе в звании в звании лейтенанта. Был гофмейстером двора и приближённым цесаревича Павла Петровича и его супруги. С 1785 года по состоянию здоровья вместо строевой службы занимался воспитанием будущих офицеров. Видный деятель российского военного и гражданского образования — директор Первого кадетского корпуса (1801—1802), инициатор реформы Пажеского корпуса и его «главноуправляющий» (1801—1820), попечитель Дерптского университета и Дерптского учебного округа (1803—1817). Вышел в отставку в 1820 году в звании генерал-лейтенанта.

Биография

Во Франкфурте Клингер познакомился с представителями молодого поколения писателей, объединившимися вокруг Гёте: Якобом Михаэлем Рейнхольдом Ленцем, Генрихом Леопольдом Вагнером и др. Его драма «Буря и натиск» дала название целой литературной эпохе.

В 1776—1778 годах Ф. М. Клингер пробует себя не только в качестве театрального драматурга, но и актёра труппы А. Зейлера. В 1776 г. покидает Веймар и несколько лет скитается с труппой странствующих актёров, пишет для них пьесы. С лета 1778 по весну 1779 года Ф. Клингер — солдат австрийской армии в войне за баварское наследство. По окончании войны возвращается в театр.

В 1780 году принц Вюртембергский Фридрих Евгений пожелал видеть его в свите своей старшей дочери принцессы Софии-Доротеи, которая в 1776 году вступила в брак с великим князем Павлом Петровичем, будущим российским императором Павлом I. По другим источникам это предложение Клингеру сделал принц Александр Фридрих Вюртембергский, брат Софии-Доротеи.

С 1780 года находился на русской службе. Он был зачислен лейтенантом в морской батальон и принят к «малому двору» в Павловске и Гатчине, наследника русского престола, где быстро заслужил расположение Софии-Доротеи, ставшей Марией Фёдоровной, а также самого Павла, выполняя должность чтеца и библиотекаря будущего императора.

Будучи офицером, Ф. М. Клингер практически не участвовал в военных действиях, лишь в 1783 году он находился в войсках на Западном Буге в Молдавии в ожидании войны с Турцией. Здесь, в свободное время от военных маневров, Клингер написал роман «История золотого петуха» («Die Geschichte vom goldenen Hahn»). Это произведение имело подзаголовок «Добавление к истории церкви» и была ярким антицерковным и атеистическим памфлетом. Роман увидел свет в 1785 году без указания автора и места издания. «Золотой петух» интересен тем, что некоторым образом связан с «Золотым петушком», а возможно и с «Гавриилиадой» А. С. Пушкина (рассказ принца рогоносцев).

Подполковник с 1791, полковник с 1798, генерал-майор с 1798. В 1797—1801 годах — инспектор классов Сухопутного шляхетского кадетского корпуса (с 1800 года переименован переименован в «Первый кадетский»). Установил в корпусе педагогическую систему основанную на жестоких телесных наказаниях. По свидетельству учившегося в корпусе будущего композитора Николая Титова, часто говорил, что русских надо меньше учить, а больше бить[3]. 9 марта 1801 года — 1802 директор Первого кадетского корпуса. 1801—1820 инициатор реформы Пажеского корпуса и его «главноуправляющий». С 1805 член Комитета военно-учебных заведений. В 1811 году достиг чина генерал-лейтенанта. 1803—1817 попечитель Дерптского университета и одновременно Дерптского учебного округа. С 1820 года в отставке.

Похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище.

Семья

Был женат на Елизавете Александровне, урождённой Алексеевой (1769—1847), официально — дочери некоего полковника Алексеева, на самом же деле — внебрачной дочери графа Григория Орлова и сестры графа Буксгевдена Ф. Ф. Их сын Александр (1791—1812) в 1809 году был из камер-пажей выпущен подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Позже в чине штабс-капитана того же полка был назначен адъютантом главнокомандующего 1-й Западной армией и военного министра генерала от инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли. Во время Бородинского сражения тяжело ранен в ногу и 12 сентября скончался в Москве после ампутации раненой конечности[4][5].

Награды

Произведения

  • «Отто» (рыцарская драма), 1775
  • «Страждущая женщина» (драма), 1775
  • «Близнецы» (драма), 1776
  • «Новая Аррия» (драма), 1776
  • «Симсоне Гризальдо» (пьеса), 1776
  • «Буря и натиск» (пьеса), 1776
  • «Сцены из жизни и смерти Пирра» (драм. фрагмент), 1776—1779
  • «Сын богов в изгнании» (драм. фрагмент), 1777
  • «Орфей» (роман в пяти частях), 1778—1780
  • «Стильпо и его дети» (драма), 1780
  • «Принц Зейденвурм» (комедия), 1780
  • «Дервиш» (комедия), 1780
  • «Смычок принца Формозо и скрипка принцессы Санаклары» (роман), 1780
  • «Плимплампласко, великий дух, ныне гений» (роман в соавторстве с И.К. Лафатером и Я. Саразином), 1780
  • «Фальшивые игроки» (комедия), 1782
  • «Клятва» (комедия), 1782-83
  • «Эльфрида» (трагедия), 1783
  • «История золотого петуха» (роман), 1785
  • «Конрадин» (драма), 1784
  • «Фаворит» (драма), 1785
  • «Медея, или Судьба» (позднее переименована в «Медея в Коринфе») (драма), 1786
  • «Аристодем» (драма), 1787
  • «Родерико» (драма), 1788
  • «Дамокл» (драма), 1788,
  • «Две подруги» (комедия), 1788
  • «Ориант» (трагедия), 1790
  • «Сентиментально-политическая комико-трагическая история Бамбино» (роман), 1791
  • «Медея на Кавказе» (драма), 1791
  • «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (роман), 1791
  • «История Джафара Бармакида» (роман), 1792—1794
  • «История Рафаэля де Аквилы» (роман), 1793
  • «Путешествия до потопа» (роман), 1795
  • «Фауст стран Востока, или Странствия Бен Хафи» (роман), 1797
  • «История одного немца новейшего времени» (роман), 1798
  • «Захир, первенец Евы в раю» (роман), 1798
  • «Светский Человек и Поэт» (роман), 1798
  • «Слишком раннее пробуждение Гения Человечества» (фрагмент романа), 1803
  • «Наблюдения и мысли по поводу различных предметов мира и литературы», 1803—1805

Примечания

Комментарии
  1. По другим источникам — Санкт-Петербург[2].
Источники
  1. Elschenbroich, 1980.
  2. РБС, 1897.
  3. Киянская, 2015.
  4. Киянская, 2005, с. 51.
  5. Московское Отделение Общаго Архива Главнаго Штаба, опись 11-а, связка 281, дело № 5, ч. 14, лист. 5

Источники

Книги


Ссылки