Климент Охридский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Климент Охридский
Climent of Ohrid.jpg
Рождение ок. 840
Первое Болгарское царство
Смерть 27 июля 916(0916-07-27)
Охрид, Первое Болгарское царство
Почитается в Православных церквях
В лике равноапостольных
День памяти 27 июля и 25 ноября (по юлианскому календарю)
Покровитель Охрид
Атрибуты Глаголица, Кириллица
Труды Похвальные слова

Кли́мент О́хридский (ст.‑слав. Климєнтъ Охрїдьскꙑи, лат. Clemens Achridensis, греч. Κλήμης της Αχρίδας; ок. 840 — 27 июля 916) — болгарский и всеславянский просветитель, святой, жил в городе Охриде в Первом Болгарском царстве (ныне на территории Северной Македонии). Климент, один из учеников Кирилла и Мефодия, в Болгарии и Северной Македонии чтим в лике святых «седмочисленников», к которым относят святых Кирилла и Мефодия и их учеников — Савву, Горазда, Ангелария, Климента и Наума. В честь седмочисленников в Болгарии и Северной Македонии освящены многие храмы.

Жизнеописание

Климент был участником Моравской миссии Кирилла и Мефодия, после смерти Мефодия бежал от преследования латинян в Болгарию. В 886 году Климента и его спутников принял болгарский князь Борис I и вскоре послал Климента в качестве дидаскала (учителя в священном сане, διδάσκαλος) в область Кутмичевица, одну из десяти болгарских военно-административных единиц с центром в Деволе (ныне на территории Албании)[1], в западную часть Первого Болгарского царства для обучения болгар славянской письменности (глаголице). Князь подарил учителю три дворца в Деволе и «места для отдохновения» около Охрида и Главиницы  (болг.)[2]. Климент Охридский основал школы в Деволе и Главинице, а также Охридскую книжную школу, ставшую одним из древнейших культурных центров Первого Болгарского царства на Балканах. Центром просветительской деятельности Клемента стал основанный им Пантелеимонов монастырь. В повести о Клименте Охридском («Охридская легенда»  (болг.)) охридского архиепископа Димитрия Хоматиана упоминается, что во время своей просветительской деятельности святой Климент обучил на «четмо и писмо» в общей сложности 3500 учеников (в том числе будущего Девольского епископа Марка) — народных учителей, церковных лиц и проповедников[3][4][5]. Он учил болгар не только письму и чтению, но также астрономии, математике и овощеводству. Многие учёные придерживаются мнения, что основанная Климентом Охридская школа сравнима по своему значению с Магнаурской школой в Константинополе. На Всенародном соборе в 893 году в Великом Преславе он был единодушно избран первым «епископом славянского языка».

Основанный Климентом Пантелеимонов монастырь

Болгарский царь Симеон I сделал Климента епископом Величским. По сведениям болгарского исследователя профессора Христо Темелского, позже Климент стал Белградским епископом. Та епархия была с кафедрой в нынешнем албанском городе Берат-Бялград, где и сейчас существует митрополичья базилика, посвящённая святым седмочисленникам. В алтаре базилики сохраняются семь кивотов с именами и мощами святых патронов[6].

Памятник в Софии

Согласно гипотезе Виктора Истрина, старославянская кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Солунских Климентом Охридским. В его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл». Однако не все исследователи разделяют эту точку зрения[7][8].

В Болгарии и в Македонии в честь святого названы многие школы, улицы и государственные учреждения. Самая большая церковь в Скопье носит имя святого Климента. В честь Климента Охридского назван Софийский государственный университет, а также прилегающая к нему станция метро. Кроме того, именем святого названа болгарская антарктическая станция «Святой Климент Охридский».

По сведениям средневековых летописей, святой был похоронен в основанном им монастыре в Охриде. Церковь во время турецкого владычества была разрушена, и гроб перемещён в кафедральный собор Святой Богородицы Перивлептос, где до XVII века находилась кафедра Охридской болгарской архиепископии. Затем она была упразднена и присоединена к Ипекской сербской архиепископии. Его нетленные мощи долгое время хранились там, а теперь — в восстановленной церкви Святого Климента на горе Плаошник в Охриде, где он был изначально похоронен. Голова святого хранится в ските Иоанна Предтечи  (болг.) близ греческого города Верия[9], а частица мощей была передана в храм Святых седмочисленников (в Софии).

Климент Охридский изображён на болгарской почтовой марке 1990 года.

Творчество

Литературное наследие Климента насчитывает значительное количество сочинений: похвальные слова Богоматери (на все Богородичные праздники) и Предтече, жития святых, перевод «цветной Триоди».

Центральной частью творческого наследия святого являются гимнографические произведения — Климент считается олицетворением всей древнейшей славянской (и в первую очередь болгарской) гимнографии[10]. По свидетельству жития, Климент

укрепил Церковь псалмоподобными песнопениями, часть из которых сочинена в честь множества святых, а часть в честь всенепорочной Богоматери; писал он также молитвы, благодарения...[11]

В настоящее время точно атрибутированными Клименту (по имеющемуся в них акростиху) считаются цикл из 6 трипеснцев на предпразднество Рождества Христова, каноны Евфимию Великому, на положение ризы и пояса Богоматери, канон «отцам» в составе Минеи Общей, 25 канонов в составе Октоиха, службы Тивериопольским мученикам и Аполлинарию Равеннскому, минейные каноны на Успение Богородицы и на перенесение мощей первомученика Стефана и папе Стефану I, а также покаянный канон, встречающийся в составе Октоиха и Требника[12].

Отдельного упоминания заслуживает составленная святым Климентом служба первоучителю Мефодию с каноном 6-го гласа, составляющим пару с известным каноном первоучителю Константина Преславского[13].

См. также

Примечания

  1. Коледаров, П. Политическа география на средновековната българска държава. — София: Българска Академия на науките, 1989. — Т. II. — С. 150—151. — 159 с.
  2. Туницкий Н. Л. Греческое пространное житие св. Климента Словенкского // Материалы для истории жизни и деятельности учеников свв. Кирилла и Мефодия. — Сергиев Посад: Отд-ние рус. яз. и словес. РАН, 2018. — Т. I. — С. 119. — 144 с.
  3. Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А. Болгарская православная церковь // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 615—643. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  4. Селищев А. М. Славянское население в Албании. — София: Македонск. науч. ин-т, 1931. — С. 62—63. — 360 с.
  5. Кадочникова О. Г. Поучения святителя Кирилла Иерусалимского в древнеславянском переводе: лингвотекстологический анализ. — М.: Эдитус, 2017. — С. 184. — 227 с.
  6. Документальный фильм об этом сняли болгарские журналисты Цветан Томчев и Максим Караджов.
  7. Климент Охридский / Верещагин Е. М. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 291. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  8. Кириллица / Верещагин Е. М. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 22. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  9. Лосева О. В. Иоанна Предтечи скит // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — С. 54—56. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  10. Турилов, 2017, с. 123.
  11. Житие Климента, 2000, с. 202.
  12. Турилов, 2017, с. 126—127.
  13. Турилов, 2017, с. 127.

Литература

Ссылки