Китайско-черногорские отношения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Китайско-черногорские отношения
China Montenegro Locator.png

Черногория

Китай
Прочее

Китайско-черногорские отношения — двусторонние дипломатические отношения между Китаем и Черногорией.

История

Китайская Республика и Королевство Черногория были союзниками в Первой мировой войне[1]: Черногория объявила войну Австро-Венгрии 5 августа 1914 года, а Китай объявил войну Австро-Венгрии 14 августа 1917 года. В отличие от своих союзников, две страны не выпустят Медаль Победы[2]. После войны Черногория потеряет независимость, войдя в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев.

3 июня 2006 года Черногория вновь обрела независимость. 14 июня 2006 года Китайская Народная Республика официально признала Черногорию. 7 июля 2006 года дипломатические отношения между странами были установлены. Китай преобразовал своё консульство в посольство в Подгорице 7 июля 2006 года. Посольство Черногории в Китае открылось в Пекине 13 ноября 2007 года[3].

Торговля

В 2012 году объём товарооборота между странами составил сумму 134 406 987 евро, из которых экспорт Китая в Черногорию составил сумму 130 605 327 евро, а экспорт Черногории в Китай 3 801 660 евро. Прямые инвестиции из Китая в Черногорию составили сумму 440 000 евро[3]. Китай имеет несколько инвестиционных проектов в области строительства автомагистралей, электростанций и другой инфраструктуры в Черногории[4].

В 2018 году сообщалось, что кредит Китая на первую фазу строительства магистрали, предназначенной для соединения порта Бар на Адриатическом побережье Черногории с соседней Сербией, не имеющей выхода к морю, привёл к резкому росту долга Черногории и вынудил правительство повысить налоги, частично заморозить заработную плату в государственном секторе и прекратить выплачивать пособие для матерей. Несмотря на эти меры, ожидалось, что долг Черногории приблизится к 80 % валового внутреннего продукта (ВВП) в 2018 году и Международный валютный фонд заявил, что страна не может позволить себе брать дополнительные кредиты[5].

В 2021 году сообщалось, что первый 41-километровый участок автомагистрали Бар-Больяре стоимостью 20 миллионов евро за км, что делает его одним из самых дорогих шоссе в мире. В случае дефолта Черногории условия контракта дают Китаю право доступа к черногорской земле в качестве залога[6].

По состоянию на 2021 года четверть государственного долга Черногории принадлежит Китаю[6].

Примечания

  1. Pierre-Henri Biger. WW1 Allies Flags Fans // Fans, the Bulletin of the Fan Circle International. — 2014. — Вып. 98. — С. 48–52. Архивировано 4 декабря 2021 года.
  2. Guoqi Xu, Professor of History Guoqi Xu. Strangers on the Western Front: Chinese Workers in the Great War. — Harvard University Press, 2011. — 367 с. — ISBN 978-0-674-04999-4. Архивная копия от 9 декабря 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 http://www.mvpei.gov.me/rubrike/bilateralni-odnosi/bilateralni-odnosi/kina Архивная копия от 24 февраля 2016 на Wayback Machine Ministry of Foreign Relations of Montenegro (in Montenegrin only)
  4. http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zzjg_663340/xos_664404/gjlb_664408/Montenegro_664680/ Архивная копия от 28 августа 2014 на Wayback Machine Ministry of Foreign Affairs of China
  5. Vasovic, Noah Barkin, Aleksandar. Chinese 'highway to nowhere' haunts Montenegro (англ.), Reuters (16 July 2018). Архивировано 12 апреля 2021 года. Дата обращения 8 июля 2021.
  6. 6,0 6,1 Hopkins, Valerie. Montenegro calls for EU help over $1bn Chinese highway loan (англ.), Financial Times (11 April 2021). Дата обращения 8 июля 2021.