Китайский дракон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Древнее написание иероглифа lóng (лун)
Китайский лун на почтовой марке (1910)
Китайский дракон на флаге империи Цин

Китайский дракон (кит. трад. , упр. , пиньинь lóng, палл. лун) — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э. Раннюю систематизацию знаний о драконах, с критическим заключением, выполнил Ван Чун (1 век н. э.) в трактате «Лунь хэн» 論衡 (гл. Лун сюй 龍虛).

Лун — один из двухсот тысяч разновидностей персонажей китайского театра теней, и он не меняется веками[1].

Описание

Внешне китайского дракона описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа (чешуек должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра и уши коровы; на изображениях, тем не менее, часто заметно расхождение с этим описанием. На голове драконов находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Однако её на изображениях можно увидеть нечасто[2].

Размеры китайских драконов — от метра до более 300 метров у Великого Цзянь-Тана[2].

Самки китайских драконов откладывают яйца, но некоторые детёныши вылупляются через тысячу лет. Их рождение сопровождается разгулом стихии: мощными метеорными потоками, грозами и крупным градом[2].

Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики. Появились четыре главных брата-дракона морских Лун-ван:

  • Дунхай Юйгуан 东海敖广 или Ао-Гуан (Восточно-Китайское море);
  • Сихайю 西海敖闰 или Ао-Рун (Западное море);
  • Наньхай Юйцинь 南海敖钦 или Ао-Цинь (Южное море);
  • Бейхай Юйшунь 北海敖顺 или Ао-Шунь (Северное море) [2].

Основные породы дракона следующие:

  • Тяньлун — небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах;
  • Фуцанлун — дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами;
  • Дилун — земляной дракон, который заведует морями и реками;
  • Инлун — божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Другие породы драконов: цзюлун — чешуйчатый дракон (синий); инлун — дракон с крыльями или без, оба варианта возможны (белый, чёрный, циановый); цзюлун с рогами (синий); безрогий чжилун (красный, белый и зелёный); паньлун, связанный с землёй. Китайские драконы могут быть также чёрного, белого, красного или жёлтого цвета, среди которых последний считается главнейшим. Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона также можно определить по цвету шкуры. Жёлтым, красным, белым и чёрным драконам — тысяча лет, а синим — восемьсот[2].

Драконы могут менять свои формы, в том числе принимать человеческий облик. По верованиям китайцев, их отпугивают или контролируют листья кельрейтерии метельчатой (мелии иранской), пятицветная шёлковая нить, воск, железо или многоножка[2].

Значение

Крыши храма в Мяоли. Тайвань

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому преданию, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Применение в медицине

В конце 80-х годов XX века жители маленькой деревни в провинции Хэнань в Китае обнаружили скелет зауропода, который приняли за кости дракона. В соответствии с традиционными рецептами, они стали варить из останков похлёбку для детей, страдающих судорогами и головокружениями, а также размалывали кости в порошок и прикладывали к ранам и переломам. По их убеждениям, это действительно помогало, и на местном рынке активно шла торговля: «драконьи кости» продавались на развес по 4 юаня (около 14 рублей) за килограмм. Однако, когда об этом узнал профессор Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук Дун Чжимин, разразился скандал. Крестьяне, осознавшие, что употребляли в пищу животное, жившее 85-100 млн. лет назад, испугались и передали остатки скелета учёным[3].

Девять сыновей дракона

К XVI веку китайские авторы объединили несколько созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием «Девять сыновей дракона» (龙生九子). Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта Ян Шэня (1488—1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком:[4]

Название Характеристики Пример
Биси (赑屃, bìxì) Биси любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы; LugouQiao-Qianlong-bridge-rebuilding-stele-3610.JPG
Чивэнь (螭吻, chīwěn) Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия; Чивэнь — популярный элемент архитектурного декора Китая; Songzalin Monastery main prayer hall roof decorations 3.JPG
Пулао (蒲牢, pulao) Пулао любит кричать, и поэтому за него вешают колокола, а также вырезают его на гонгах[2]; Changchun-Temple-TaiQingDian-Bell-0306.jpg
Биань (狴犴, bì'àn) Биань могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми[2]; Bian-1.JPG
Таоте (饕餮, tāotiè) Таоте — загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу; Liu Ding part.jpg
Бася (爢珡, bāxià) Бася любит воду, и поэтому его помещают на опорах мостов, у источников и пр; Baxia.JPG
Яцзы (睚眦, yázì) Яцзы — хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия[2];
Yaczy.jpg
Суаньни (狻猊, suānní) Суаньни любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы[2]; Suanni xianglu.JPG
Цзяоту (椒图, jiaotu) Цзяоту похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили; поэтому его помещают на дверные ручки или пороги. Doorknob buddhist temple detail amk.jpg

Цзюню и би-ся вырезали на струнных инструментах и литературных табличках, а цзинь — на балках мостов[2].

В современном китайском языке выражение «девять сыновей дракона» (кит. упр. 龙生九子, пиньинь lóngshēng jiǔzǐ, палл. луншэн цзюцзы) является чэнъюем и помимо использования в прямом значении «рождённые легендарным драконом девять сыновей не стали драконами и имели каждый свои достоинства», переносится на людей и употребляется, когда хотят отметить различие в моральных качествах и увлечениях у родных братьев[5][6].

См. также

Примечания

  1. «Принцесса и дракон» Архивная копия от 25 декабря 2015 на Wayback Machine — журнал «Вокруг Света», № 10 (2745), октябрь 2002
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Конвэй Динна Дж. Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008, с. 21-40.
  3. История: Суп из дракона. — 10.07.2007. Горячая пятёрка научных новостей. Сайт Российской Академии Наук.. Дата обращения: 25 декабря 2015. Архивировано 6 ноября 2014 года.
  4. 吾三省 (У Саньшэн) (2006), 中國文化背景八千詞 (Восемь тысяч слов и выражение в свете китайской культуры), 商務印書館(香港) (Commercial Press, Гонконг), с. 345, ISBN 9620718461, <http://books.google.com.au/books?id=KQJ_tIU1ixoC&pg=PA345>  Архивная копия от 4 ноября 2012 на Wayback Machine  (кит.)
  5. См. словарную статью [龙生九子] lóng shēng jiǔ zǐ в источнике: 新华成语词典 :缩印本 (Синьхуа чэнъюй цыдянь: соиньбэнь) (кит.). — 2-е изд. (2015). — Пекин: Шану иньшугуань, 2019. — С. 487. — ISBN 978-7-100-12250-4.
  6. См. словарную статью [龙生九子] lóng shēng jiǔ zǐ в источнике: 现代汉语词典 (Сяньдай ханьюй цыдянь) (кит.). — 5-е изд. (2005). — Пекин: Шану иньшугуань, 2010. — С. 880. — ISBN 9787100043854.

Литература