Китайская система стыковки
Китайская система стыковки — это китайский стандарт стыковочного механизма для космических аппаратов, основанный на советской/российской АПАС[1]. Используется с 2011 года по настоящее время: в пилотируемых кораблях «Шэньчжоу», начиная с «Шэньчжоу-8», грузовых «Тяньчжоу», орбитальных станциях «Тяньгун-1», «Тяньгун-2» и многомодульной «Тяньгун».
Сведения о том, совместима ли китайская система с АПАС, противоречивы; согласно отдельным заявлениям китайской стороны, для их совместного использования требуется доработка[2]. Кольцо китайского стыковочного узла, как и АПАС, имеет внутренний диаметр 800 мм[3][4] Андрогинный вариант системы имеет массу 310 кг, неандрогинный — 200 кг[5].
Разработкой системы занимается Восьмая академия аэрокосмической науки и техники. Система рассчитана на пристыковку массы до 180 тонн[6].
Примечания
- ↑ John Cook, Valery Aksamentov, Thomas Hoffman, Wes Bruner. ISS Interface Mechanisms and their Heritage . Houston, Texas: Boeing (1 Jan 2011). Дата обращения: 31 марта 2015.
- ↑ China's First Space Station Module Readies for Liftoff . Space News (1 August 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано 17 сентября 2012 года.
- ↑ Differences between Shenzhou-8 and Shenzhou-7 . CCTV (31 October 2011). — «there will be an 800-millimetre cylindrical passage connecting Shenzhou-8 and Tiangong-1.». Дата обращения: 17 марта 2015. Архивировано 28 марта 2016 года.
- ↑ Clark, Stephen Chinese astronauts open door on orbiting research lab . Spaceflight Now (18 June 2012). — «Jing floated through the narrow 31-inch passage leading into Tiangong 1». Дата обращения: 17 марта 2015.
- ↑ Qiu Huayon, Liu Zhi, Shi Junwei, Zheng Yunqing (August 2015). «Birth of the Chinese Docking System». Go Taikonauts! (16).
- ↑ 天舟四号成功发射!中国空间站全面建造阶段揭幕之战五大看点 (кит.)