Кинопроба (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кинопроба
Audition
Постер фильма
Жанр фильм ужасов, драма
Режиссёр Такаси Миикэ
Продюсер Сатоси Фукусима
Автор
сценария
Рю Мураками (роман)
Дайскэ Тэнган
В главных
ролях
Рё Исибаси
Эйхи Сиина
Кинокомпания Vitagraph Films (US)
Длительность 115 мин.
Страна  Япония
Язык японский
Год 1999

«Кинопроба» (яп. オーディション Ōdishon) — японский фильм ужасов 1999 года, снятый Такаси Миикэ по мотивам одноимённой новеллы Рю Мураками по сценарию Дайскэ Тэнган. С годами у фильма появился немногочисленный культ поклонников, особенно на Западе[1].

Фильм отличается резким и неожиданным переходом от романтической истории к изображению ужасающих пыток.

Сюжет

Сигэхару Аояма (Рё Исибаси), вдовец средних лет, получает упрёки от 17-летнего сына Сигэхико (Тэцу Саваки) по поводу того, что уже в течение семи лет не женился повторно. Сигэхико планирует начать самостоятельную жизнь после окончания школы и не хочет оставлять отца в одиночестве. Друг и коллега Аоямы, Ёсикава (Дзюн Кунимура), кинопродюсер, предлагает провести фиктивное прослушивание на главную роль в несуществующем фильме, чтобы Аояма смог выбрать из них новую жену.

Аояма был очарован Асами Ямадзаки (Эйхи Сиина), 24-летней женщиной с мягким голосом, сдержанными манерами. Раньше она была балериной, но перестала танцевать после травмы бедра. Однако Ёсикава предупреждает Аояму о своих плохих предчувствиях по поводу Асами: ни одна связь из её резюме не подтверждается, работодателей тоже не могут найти. Музыкальный продюсер, с которым она работала, уже год числился без вести пропавшим.

Асами живёт в практически пустой комнате, в которой находится лишь большой мешок и телефонный аппарат. В течение нескольких дней после прослушивания она ждала звонка с результатами, неподвижно сидя посередине комнаты рядом с телефоном. Во время звонка мешок неожиданно начинает кататься по комнате. Асами игнорирует эти движения, отвечает на звонок и признаёт, что не ожидала его. После нескольких свиданий она соглашается провести с Аоямой выходные в отеле на берегу моря. В отеле Асами показывает следы от ожогов на её бедре. Она просит Аояму любить только её, Аояма обещает это, и они занимаются сексом. Ночью, он просыпается от звонка с ресепшена отеля. Во время разговора он узнает, что Асами покинула отель, пока он спал.

Аояма просил о помощи в поисках Асами Ёсикаву, но тот вежливо намекает ему, что не собирается этого делать и ему не советует. После, Аояма начинает поиски Асами. Используя информацию из резюме, он смог найти заброшенную студию балета, где Асами обучалась 12 лет, там он и обнаружил инвалида с искусственными ступнями в кресле-каталке, играющего на пианино. Во время флешбека, мужчина признаётся зрителям в том, что клеймил Асами раскалёнными железными прутьями, когда домогался её. Затем Аояма находит бар, в котором Асами якобы подрабатывала 3 раза в неделю, но выясняется, что бар закрыт больше года после того, как его хозяйку нашли расчленённой. Когда полиция собрала вместе фрагменты её тела, обнаружились лишние части: 3 пальца, 1 ухо и 1 язык.

Асами проникает в дом Аоямы во время поисков и находит там фотографию его умершей жены. Взбешённая, она подмешивает успокаивающее в его выпивку и прячется. Аояма приходит домой, выпивает и теряет сознание. Зрителю демонстрируются фрагменты, рассказывающие о прошлой и нынешней жизни Асами. В одной из сцен Асами заканчивает ужинать и затем отрыгивает в собачью миску, чтобы покормить мужчину, спрятанного в мешке. У него нет обеих ступней, языка, уха и трёх пальцев на правой руке (остались только большой и безымянный), он — продюсер, считавшийся пропавшим без вести. В другом фрагменте показано, как Асами отрезает голову инвалиду из балетной школы при помощи металлической струны.

Чуть позже Асами возвращается к парализованному Аояме. Пока она заходит в комнату, зритель видит убитого домашнего пса Аоямы. Асами парализует Аояму, при этом сохраняя ему возможность чувствовать боль. Затем она глубоко втыкает в него множество длинных иголок, приговаривая при этом «глубже-глубже-глубже». Причиной такой мести стало то, что Аояма в её представлении оказался точно таким же, как и все предыдущие мужчины — не способным любить исключительно её. По мнению Асами, любовь к сыну, которого она планирует убить чуть позже, или к собаке — абсолютно неприемлемы и препятствовали развитию традиционных отношений с ней. И только ужасные муки помогут ему понять значение настоящей нужды в ком-либо. Продолжением пыток становится ампутация ступни.

Перед началом ампутации следующей ступни, домой вернулся сын Аоямы, Сигэхико. Он обнаруживает отца на полу, но Асами успела спрятаться и готова убить Сигэхико. Перед финальной сценой показан ещё один флешбэк, в котором Аояма просыпается всё в той же кровати в отеле. Рядом лежит Асами и уже возникает ощущение, что всё это был плохой сон. Но сразу после их медлительного диалога Аояма засыпает, и снова нам показывают сцену в доме Аоямы. В процессе борьбы Сигэхико скидывает Асами с лестницы, и она ломает шею при падении. Аояма просит сына позвонить в полицию, продолжая «разговаривать» с мёртвой Асами.

В ролях

  • Рё Исибаси (Ryo Ishibashi) — Shigeharu Aoyama (яп. 青山 重治 'Aoyama Shigeharu') — Сигэхару Аояма
  • Эйхи Сиина (Eihi Shiina) — Asami Yamazaki (яп. 山崎 麻美 'Yamazaki Asami') — Асами Ямадзаки
  • Tetsu Sawaki — Shigehiko Aoyama (яп. 青山 重彦 'Aoyama Shigehiko') — Сигэхико Аояма
  • Jun Kunimura — Yasuhisa Yoshikawa (яп. 吉川泰久 'Yoshikawa Yasuhisa') — Ясухиса Ёсикава

Критика

Фильм доводил некоторых критиков до обморока[2]. Режиссёра фильма некоторые даже называли дьяволом[3].

На сайте Rotten Tomatoes фильм получил 82% на основе 79 критических обзоров. Средний рейтинг фильма — 7,2 из 10[4].

Среди известных режиссёров фильмов, вошедших в список американского телеканала Bravo 100 Scariest Movie Moments (100 самых страшных моментов в кино, сам фильм Кинопроба вошёл в этот рейтинг под 11 номером), Элай Рот, Джон Лэндис и Роб Зомби заявили, что «Кинопробу» очень сложно смотреть из-за неприятных сцен[5].

Веб сайт Bloody Disgusting поместил фильм на 14 место в собственном списке 20 лучших фильмов ужасов 2000-х годов, отметив мастерство Такаси Миикэ и одну из наиболее невыносимых сцен пыток в истории кино: «Considered by many to be Takashi Miike’s masterpiece, this cringe-inducing, seriously disturbed film boasts one of the most unbearable scenes of torture in movie history… It’s revolting in the best possible way; the prolific Miike goes for the jugular here, and he cuts deep»[6].

Фильм занимает место в двадцатке лучших фильмов с 1992 года по версии Квентина Тарантино[7].

Примечания

  1. «The New Cult Canon: Audition» Архивная копия от 3 ноября 2017 на Wayback Machine / avclub.com, Scott Tobias, 11/12/2008
  2. Газета «Туризм и отдых» Архивная копия от 29 октября 2009 на Wayback Machine
  3. Film: From Tokyo, without love | The Independent (London) (недоступная ссылка)
  4. Audition (Ôdishon) (1999). Rotten Tomatoes. Дата обращения: 25 апреля 2013. Архивировано 26 ноября 2010 года.
  5. Audition – #11 in Bravo's 100 Scariest Movie Moments. YouTube (19 октября 2006). Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 18 апреля 2016 года.
  6. 00's Retrospect: Bloody Disgusting's Top 20 Films of the Decade...Part 2. Bloody Disgusting (16 декабря 2009). Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 28 мая 2013 года.
  7. Тарантино назвал 20 лучших фильмов за последние 17 лет. Дата обращения: 13 октября 2010. Архивировано 7 ноября 2017 года.

Ссылки