Керченская крепость
Крепость | |
Керченская крепость | |
---|---|
рус. Керчь | |
Страна | Россия |
Город | Керчь |
Архитектор | Э. И. Тотлебен |
Строительство | 1857—1877 годы |
Статус | ОКН |
Состояние | хорошее |
Координаты: 45°18′54″ с. ш. 36°28′47″ в. д.HGЯO |
Ке́рченская кре́пость — крепость в Крыму. Расположена на мысе Ак-Бурун на берегу Керченского пролива в самой узкой его части. Крепость была построена в XIX веке для охраны южных рубежей Российской империи.
Предыстория
Строительство крепости
Первые укрепления на берегу Керченского пролива возникли в 1771 году. На мысе, названном Павловским, была расположена первая батарея. Впоследствии фортификация неоднократно перестраивалась и усиливалась.
В ходе Крымской войны батарея была вооружена уже 20 орудиями. Одним из результатов высадки 12 мая 1855 года десанта англо-французских и турецких войск у Камыш-Буруна, южнее Керчи, стала необходимость сдачи укрепления, не имеющего возможности противостоять противнику со стороны суши. Оказавшись перед угрозой захвата крепости, командование распорядилось орудия заклепать, припасы уничтожить, а личному составу отступить. На позициях Павловской батареи и прилегающей к ней местности был разбит укреплённый лагерь французских войск, в котором они находились до июня 1856 года[1].
По условиям Парижского мирного договора Чёрное море объявлялось нейтральным, а России было запрещено иметь здесь флот и военные порты. Укрепление же пролива не противоречило условиям договора, поэтому уже в апреле 1856 года были даны указания направить в Керчь сапёрные подразделения для изучения местных условий и съёмки местности. В августе сапёры уже приступили к работам на месте бывшего французского лагеря. Первоначально рассматривалось усиление старой турецкой крепости Еникале, расположенной в глубине Керченского пролива. Но в декабре 1856 года был инициирован новый проект, согласно которому укрепления располагались на Павловском мысу, в феврале получивший высочайшее одобрение. Кроме того, Александр II повелел дополнительно построить морские форты на оконечности косы Тузла и на рифе Ак-Бурунского мыса[1].
Строительство было начато в том же году. К концу года вчерне были отсыпаны береговые батареи, возведены две казармы и пороховой погреб, в проливе от оконечности косы Тузла в направлении Павловского мыса также было начато строительство. На месте работами руководил полковник Антон Антонович, опытный военный инженер. В октябре 1859 году директором инженерного департамента военного министерства был назначен Э. И. Тотлебен, пользовавшийся в вопросе укрепления Керчи полной поддержкой царя и использовавший здесь свой богатый опыт осады и обороны крепостей, в первую очередь — опыт обороны Севастополя. В 1860 году начались земляные работы на Ак-Бурунском мысе, протяженность каменной преграды в проливе превысила 3 км. В 1861 году император Александр II в первый раз побывал в крепости. Осмотрев строительство, он повелел: «В честь трудов, понесённых солдатами: наименовать люнеты, левый Минского, а правый Виленского полка. А главный форт отныне именовать форт Тотлебен». После осмотра работ Государь поздравил полковника Ната с производством в генерал-майоры.
В 1867 году керченские укрепления получили статус крепости. Когда царь в третий раз посетил крепость в 1872 году, работы на оборонительных сооружениях были закончены, и он остался «весьма довольным отделкой береговых батарей»[1].
Первая мировая война на Чёрном море началась 16 октября 1914 года нападением кораблей германо-турецкого флота на Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск. В этот день около 6 часов утра у входа в Керченский пролив был обнаружен германский легкий крейсер «Бреслау», который выставил заграждение из 60 мин — за день на нём подорвались два парохода. В связи с угрозой нападения Керченские укрепления были объявлены на военном положении, в соответствии с приказом командующего флотом приступили к постановке оборонительного минного заграждения — в Керчи для этого использовались местные суда[2][3].
Крепость в 1880-е — 1900-е гг
Революционные годы
Между мировыми войнами
В 1930-е годы на территории Керченской крепости началось строительство стационарных оборонительных сооружений. Всего были построены три объекта: береговая батарея БС-48 на мысе Ак-Бурун; противокатерная батарея БС-9 на оконечности мыса Ак-Бурун; 69-я зенитная батарея на бастионе «Е» форта «Тотлебен».
В конце 1930-х гг. на территории форта «Тотлебен» создаётся Главный склад авиации Черноморского Флота № 51. Позднее, уже в феврале-марте 1942 г. склад переименован в склад № 590.
Крепость в годы Великой Отечественной войны
Послевоенный период
После окончания Великой Отечественной войны на территорию Керченской крепости вновь были завезены воинские склады с имуществом и боеприпасами Черноморского флота.
В середине 1970-х годов на мелководье вблизи Минного пирса крепости были сброшены вынутые при дноуглублении Генуэзской гавани тысячи кубометров ила, содержащего предметы начиная с V в. до н. э.
Дисциплинарный батальон Черноморского флота в крепости
В 1946 году в районе равелина в южной части форта «Тотлебен» на базе 613-го штрафного батальона был сформирован дисциплинарный батальон Черноморского флота.
Крепость сегодня
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
После распада СССР началось сокращение воинских частей. В 1993 году был расформирован дисциплинарный батальон, затем вывезены склады и в 2003 году территория крепости была передана в ведение ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник».
Крепость является одной из уникальнейших достопримечательностей Керчи и Крыма, имеет статус памятника федерального значения и охраняется государством как выдающийся памятник фортификационного строительства XIX века. По её территории проводятся туристические экскурсии. На сегодняшний день сотрудниками крепости и волонтёрами расчищены и подготовлены 4 экскурсионных маршрута: «Форт Тотлебен»; «Виленский люнет»; «Береговые батареи»; «Ак-Бурун».
Пеший маршрут «Форт Тотлебен» занимает по времени 1,5 часа, проходит по расчищенной территории форта и ретраншемента крепости с подъёмом на высшую точку крепости и города — высоту 110,0. С ретраншемента открывается панорама не только большей части крепости, но и почти всей Керчи.
Пеший маршрут «Виленский люнет» занимает по времени 2 часа, Экскурсия проходит по окраине форта, через грандиозный капонир № 6, казарму Виленского люнета, спускаясь к полукапониру № 8, за который в 1942 г. велись ожесточённые бои.
Автомобильный маршрут «Береговые батареи» занимает по времени 2-2,5 часа. Маршрут включает в себя несколько локаций, включая уникальные подземные потерны, обливочные и зарядные мастерские, так называемую «Французскую казарму» и позиции главной крепостной артиллерии, защищавшей вход в Керченский пролив от неприятеля.
Пеший маршрут «Ак-Бурун» занимает по времени 1,5-2 часа. Маршрут включает в себя осмотр Центральных ворот, Ак-Бурунских ворот, капониров № 12 и № 13, обзорную площадку с видом на Крымский мост и Павловскую бухту. Пройдя через так называемые «Голубые ворота», посетители смогут осмотреть сооружения уникального и единственного на юге нашей страны редюита прикрытого пути. С мыса Ак-Бурун открывается обширная панорама Керченской бухты. Также на маршруте можно ознакомиться с довоенными артиллерийскими позициями 48-й береговой батареи.
Ведётся расчистка новых маршрутов, большую роль в которой сегодня играют волонтёры. Огромный вклад в расчистку 6-го капонира, и не только его, вносят члены керченского клуба «Набат». Каждый год в июле — августе на территории крепости разбивают палаточный лагерь участники экспедиции московского фонда «Археология». Ежегодно несколько экспедиций проводят члены поискового отряда "Полевая почта «Герат», приводя в порядок позиции 48-й береговой батареи на мысе Ак-Бурун.
В августе 2019 года во время работ по разминированию в крепости обнаружили склад боеприпасов. На складе времен Великой Отечественной войны находилось 1700 осколочных авиабомб весом 2,5 килограмма каждая, а также одна 100-килограммовая фугасная авиабомба. Сотрудниками МЧС России боеприпасы обезврежены[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Крепость Керчь (Тотлебен). Рождение . Архивировано 6 февраля 2013 года.
- ↑ Лорей Г. Операции германо-турецких сил в 1914—1918 гг.: Пер. с нем. — СПб.: «Полигон», 2004. — 24, [4] с.: ил. — (Военно-историческая библиотека)
- ↑ Новиков Н. В. Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 годах. — СПб.: Издатель М. А. Леонов, 2003. — 212 с.: илл.
- ↑ РИА Новости. При разминировании крепости Керчи нашли фугас и 1700 авиабомб времен войны (17 августа 2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.
Литература
- Лорей Г. Операции германо-турецких сил в 1914—1918 гг.: Пер. с нем. — СПб.: «Полигон», 2004. — 24, [4] с.: ил. — (Военно-историческая библиотека)
- Новиков Н. В. Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 годах. — СПб.: Издатель М. А. Леонов, 2003. — 212 с.: илл.
Ссылки
- Крепость Керчь — памятник фортификационного искусства Архивная копия от 20 апреля 2010 на Wayback Machine
- Керчь — фатальное творение Тотлебена
- Панорама на 360 градусов в крепости Керчь на сайте "Виртуальный тур по Крыму>> Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine
- Керчь // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.