Керченская крепость

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Крепость
Керченская крепость
рус. Керчь
Казарма Минского люнета. Керченская крепостьКазарма Минского люнета. Керченская крепость
Страна  Россия
Город Керчь
Архитектор Э. И. Тотлебен
Строительство 18571877 годы
Статус Герб ОКН
Состояние хорошее
Координаты: 45°18′54″ с. ш. 36°28′47″ в. д.HGЯO
Керченская крепость. 1902 г.

Ке́рченская кре́пость — крепость в Крыму. Расположена на мысе Ак-Бурун на берегу Керченского пролива в самой узкой его части. Крепость была построена в XIX веке для охраны южных рубежей Российской империи.

Предыстория

Строительство крепости

Первые укрепления на берегу Керченского пролива возникли в 1771 году. На мысе, названном Павловским, была расположена первая батарея. Впоследствии фортификация неоднократно перестраивалась и усиливалась.

В ходе Крымской войны батарея была вооружена уже 20 орудиями. Одним из результатов высадки 12 мая 1855 года десанта англо-французских и турецких войск у Камыш-Буруна, южнее Керчи, стала необходимость сдачи укрепления, не имеющего возможности противостоять противнику со стороны суши. Оказавшись перед угрозой захвата крепости, командование распорядилось орудия заклепать, припасы уничтожить, а личному составу отступить. На позициях Павловской батареи и прилегающей к ней местности был разбит укреплённый лагерь французских войск, в котором они находились до июня 1856 года[1].

Полукапонир № 7
Ворота мортирной батареи. Виленский люнет
Орудийный дворик мортирной батареи, Виленский люнет
Пост радиолокационного и визуального наблюдения ВМФ и ВВС, 2012

По условиям Парижского мирного договора Чёрное море объявлялось нейтральным, а России было запрещено иметь здесь флот и военные порты. Укрепление же пролива не противоречило условиям договора, поэтому уже в апреле 1856 года были даны указания направить в Керчь сапёрные подразделения для изучения местных условий и съёмки местности. В августе сапёры уже приступили к работам на месте бывшего французского лагеря. Первоначально рассматривалось усиление старой турецкой крепости Еникале, расположенной в глубине Керченского пролива. Но в декабре 1856 года был инициирован новый проект, согласно которому укрепления располагались на Павловском мысу, в феврале получивший высочайшее одобрение. Кроме того, Александр II повелел дополнительно построить морские форты на оконечности косы Тузла и на рифе Ак-Бурунского мыса[1].

Строительство было начато в том же году. К концу года вчерне были отсыпаны береговые батареи, возведены две казармы и пороховой погреб, в проливе от оконечности косы Тузла в направлении Павловского мыса также было начато строительство. На месте работами руководил полковник Антон Антонович, опытный военный инженер. В октябре 1859 году директором инженерного департамента военного министерства был назначен Э. И. Тотлебен, пользовавшийся в вопросе укрепления Керчи полной поддержкой царя и использовавший здесь свой богатый опыт осады и обороны крепостей, в первую очередь — опыт обороны Севастополя. В 1860 году начались земляные работы на Ак-Бурунском мысе, протяженность каменной преграды в проливе превысила 3 км. В 1861 году император Александр II в первый раз побывал в крепости. Осмотрев строительство, он повелел: «В честь трудов, понесённых солдатами: наименовать люнеты, левый Минского, а правый Виленского полка. А главный форт отныне именовать форт Тотлебен». После осмотра работ Государь поздравил полковника Ната с производством в генерал-майоры.

В 1867 году керченские укрепления получили статус крепости. Когда царь в третий раз посетил крепость в 1872 году, работы на оборонительных сооружениях были закончены, и он остался «весьма довольным отделкой береговых батарей»[1].

Первая мировая война на Чёрном море началась 16 октября 1914 года нападением кораблей германо-турецкого флота на Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск. В этот день около 6 часов утра у входа в Керченский пролив был обнаружен германский легкий крейсер «Бреслау», который выставил заграждение из 60 мин — за день на нём подорвались два парохода. В связи с угрозой нападения Керченские укрепления были объявлены на военном положении, в соответствии с приказом командующего флотом приступили к постановке оборонительного минного заграждения — в Керчи для этого использовались местные суда[2][3].

Крепость в 1880-е — 1900-е гг

Революционные годы

Между мировыми войнами

В 1930-е годы на территории Керченской крепости началось строительство стационарных оборонительных сооружений. Всего были построены три объекта: береговая батарея БС-48 на мысе Ак-Бурун; противокатерная батарея БС-9 на оконечности мыса Ак-Бурун; 69-я зенитная батарея на бастионе «Е» форта «Тотлебен».

В конце 1930-х гг. на территории форта «Тотлебен» создаётся Главный склад авиации Черноморского Флота № 51. Позднее, уже в феврале-марте 1942 г. склад переименован в склад № 590.

Крепость в годы Великой Отечественной войны

Послевоенный период

После окончания Великой Отечественной войны на территорию Керченской крепости вновь были завезены воинские склады с имуществом и боеприпасами Черноморского флота.

В середине 1970-х годов на мелководье вблизи Минного пирса крепости были сброшены вынутые при дноуглублении Генуэзской гавани тысячи кубометров ила, содержащего предметы начиная с V в. до н. э.

Дисциплинарный батальон Черноморского флота в крепости

В 1946 году в районе равелина в южной части форта «Тотлебен» на базе 613-го штрафного батальона был сформирован дисциплинарный батальон Черноморского флота.

Крепость сегодня

После распада СССР началось сокращение воинских частей. В 1993 году был расформирован дисциплинарный батальон, затем вывезены склады и в 2003 году территория крепости была передана в ведение ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник».

Крепость является одной из уникальнейших достопримечательностей Керчи и Крыма, имеет статус памятника федерального значения и охраняется государством как выдающийся памятник фортификационного строительства XIX века. По её территории проводятся туристические экскурсии. На сегодняшний день сотрудниками крепости и волонтёрами расчищены и подготовлены 4 экскурсионных маршрута: «Форт Тотлебен»; «Виленский люнет»; «Береговые батареи»; «Ак-Бурун».

Пеший маршрут «Форт Тотлебен» занимает по времени 1,5 часа, проходит по расчищенной территории форта и ретраншемента крепости с подъёмом на высшую точку крепости и города — высоту 110,0. С ретраншемента открывается панорама не только большей части крепости, но и почти всей Керчи.

Пеший маршрут «Виленский люнет» занимает по времени 2 часа, Экскурсия проходит по окраине форта, через грандиозный капонир № 6, казарму Виленского люнета, спускаясь к полукапониру № 8, за который в 1942 г. велись ожесточённые бои.

Автомобильный маршрут «Береговые батареи» занимает по времени 2-2,5 часа. Маршрут включает в себя несколько локаций, включая уникальные подземные потерны, обливочные и зарядные мастерские, так называемую «Французскую казарму» и позиции главной крепостной артиллерии, защищавшей вход в Керченский пролив от неприятеля.

Пеший маршрут «Ак-Бурун» занимает по времени 1,5-2 часа. Маршрут включает в себя осмотр Центральных ворот, Ак-Бурунских ворот, капониров № 12 и № 13, обзорную площадку с видом на Крымский мост и Павловскую бухту. Пройдя через так называемые «Голубые ворота», посетители смогут осмотреть сооружения уникального и единственного на юге нашей страны редюита прикрытого пути. С мыса Ак-Бурун открывается обширная панорама Керченской бухты. Также на маршруте можно ознакомиться с довоенными артиллерийскими позициями 48-й береговой батареи.

Ведётся расчистка новых маршрутов, большую роль в которой сегодня играют волонтёры. Огромный вклад в расчистку 6-го капонира, и не только его, вносят члены керченского клуба «Набат». Каждый год в июле — августе на территории крепости разбивают палаточный лагерь участники экспедиции московского фонда «Археология». Ежегодно несколько экспедиций проводят члены поискового отряда "Полевая почта «Герат», приводя в порядок позиции 48-й береговой батареи на мысе Ак-Бурун.

В августе 2019 года во время работ по разминированию в крепости обнаружили склад боеприпасов. На складе времен Великой Отечественной войны находилось 1700 осколочных авиабомб весом 2,5 килограмма каждая, а также одна 100-килограммовая фугасная авиабомба. Сотрудниками МЧС России боеприпасы обезврежены[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Крепость Керчь (Тотлебен). Рождение. Архивировано 6 февраля 2013 года.
  2. Лорей Г. Операции германо-турецких сил в 1914—1918 гг.: Пер. с нем. — СПб.: «Полигон», 2004. — 24, [4] с.: ил. — (Военно-историческая библиотека)
  3. Новиков Н. В. Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 годах. — СПб.: Издатель М. А. Леонов, 2003. — 212 с.: илл.
  4. РИА Новости. При разминировании крепости Керчи нашли фугас и 1700 авиабомб времен войны (17 августа 2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.

Литература

  • Лорей Г. Операции германо-турецких сил в 1914—1918 гг.: Пер. с нем. — СПб.: «Полигон», 2004. — 24, [4] с.: ил. — (Военно-историческая библиотека)
  • Новиков Н. В. Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 годах. — СПб.: Издатель М. А. Леонов, 2003. — 212 с.: илл.

Ссылки